Опрос на тему инициации в СТ

Тем, кому интересна северная традиция и тем кто задавался вопросом о посвящении возможно будет полезен данный опрос.

описание:
Наверное нет такого человека, который бы не задавался этими вопросами, приходя в асатру:
С чего начать? Нужна ли инициация? Как проводится ритуал посвящения? Кто может его провести?
Лидеры асатру дают разные, порой противоположные ответы на них. Надеюсь, этот опрос (в прикрепленном pdf) поможет новичкам найти свою дорогу.

https://vk.com/doc117613667_422892530
https://yadi.sk/i/F1Jfsvb1jTYhz
вот копия с пдф
Опрос лидеров и представителей общин, а также внеобщинных деятелей асатру на тему инициации.

Нужен ли ритуал инициации в асатру?

Сигурд, годорд Скидбладнир: Я считаю что необходима именно сама инициация и обязательно.
Нужен ли человеку для этого ритуал или нет - дело сугубо личное, как и то, какой именно. Впрочем и сама инициация - процессы, переживания, последствия - дело очень личное и индивидуальное.

Сигвальд, община Рагнар: Любое действие должно быть осмысленным.
Если мы говорим об «инициации в Асатру», мы должны понимать что это и зачем. Инициация – это переход из одного состояния в другое. В этом смысле под инициацией в Асатру наверное следует понимать событие, в результате которого человек, до этого асатруа не являвшийся, им становится.
Асатруа – приверженец Асатру, тот кто верит в Асов (в остальных божеств разумеется тоже). Выходит, что ритуал инициации в Асатру – это действие, в результате которого человек, до этого не веривший, начинает верить. От этого утверждения веет абсурдом, поскольку во-первых я не представляю себе как можно приобрести веру (я имею в виду стойкие религиозные убеждения, а не кратковременное эмоциональное состояние) в результате ритуального действия, а во-вторых неверующий не может испытывать потребности в инициации.
Полагаю, что популярный вопрос о ритуальном «вхождении» в Асатру возникает из христианского таинства крещения, в результате которого «рождается» христианин. Но христианин не приобретает веру в результате крещения: он приходит креститься уже верующим (разумеется, я сейчас рассуждаю о том, как это должно быть, а не о формальном действии). Он
приобретает «спасение» - разъяснять содержание этой концепции не стану, информация более чем доступна. В Асатру же такой концепции нет, человек в результате следования путями Асатру не приобретает мистических «плюшек», ему не нужно воссоединение с богами, т.к. его уже соединяет с ними его вера, а его жизнь может измениться под влиянием последней, но врезультате его собственной воли, а не ритуальных действий.
Поэтому на заданный вопрос я отвечу так: всеобщей необходимости в ритуальном «вхождении» в Асатру нет, потому что верующий уже «вошел», а неверующему ритуал не нужен. Благоволение же (или даже покровительство) богов и добрая удача приобретаются по личным заслугам, а не в результате «подключения к каналам» и «посвящений».
Но есть другой момент. Я упомянул изменения, которые могут произойти с человеком в результате смены его религиозных взглядов.
Эти изменения человек производит сам, но при этом бывает, что ему необходима «точка отсчета» новой жизни. Такой точкой могут являться какие-то установки в начале нового пути, например в виде клятв или напутствий, ритуальное завершение предшествующей жизни, приобретение нового имени, начало использования религиозной атрибутики – эти и иные варианты как по отдельности, так и в любой совокупности. С просьбами о ритуальном оформлении такой точки отсчета ко мне неоднократно обращались, и я считаю, что здесь годи путем общения с человеком должен определить, действительно ли тот нуждается в описанных действиях, в каких именно и как их следует оформить. Я отказываю примерно 90% обратившихся, так как нахожу в их желании следование модной культурной тенденции вместо реальной необходимости.
Бывает также, что люди с христианским прошлым считают, что им необходим обряд «раскрещивания»: пользуясь случаем, хочу обозначить свою позицию по этому вопросу.
Моя логика здесь весьма проста: если ты считаешь, что христианский бог или таинство крещения имеют на тебя влияние – ты веришь в их силу. Коли так – ты христианин и тебе хорошо бы сходить в храм и побеседовать со священником о твоей греховной тяге к модному язычеству. Если же ты не веришь в Яхве, Христа и крещение, то
факт крещения не имеет для тебя значения, а значит и «раскрещивание» - пустое и глупое занятие.

Бьорн, представитель общины Нагльфар: Нужен.
Я изучаю многие традиционные культы и во всех присутствует один момент - нужно представить человека богам,духам и прочим. Дабы они его знали. Для сравнения такой момент. Вот вы приглашены на праздник, где вас познакомили с каким то чиновником. Случилась ситуация и вы обратились к нему за помощью.
Когда вас спросили - а кто вы, собственно? Вы ответили - мы были представлены там то и там то. Конечно это не гарантирует помощь вам, но вы уже не просто человек с улицы, а знакомый. Мало просто верить. Есть много нефизических существ, которые используют человека, надевают маски. В итоге верующий в одних богов поклоняется совершенно другим. Я не понимаю, почему явные мистические аспекты опускаются в разных общинах. Можно на это закрывать глаза, но все это никуда не денется. То, что годи представит вас именно богам - шансов много больше, чем если вы попытаетесь представиться им сами.
Опять же, смотря о какой инициации тут идет речь. Общая в традицию или инициация божеству. Возьмем сначала традицию. Этот момент очень важен. Человек встает на Путь, который он выбрал. И важно также, чтобы он не тыкался на нем, как слепой котенок, а ясно знал, куда ему идти. Путь ему покажут боги и направят. Если взять чисто мистический
аспект - нужно обеспечить причастность к божественному. Это нужно для того, чтобы получать поддержку и силу, защиту. Чтобы боги слышали и отвечали. Из числа разных левых людей вдруг посвященный становится "своим", встает "под крыло". Для него, отчасти можно считать, что пишется Норнами новая судьба, только в традиции. Или можно это назвать в какой то степени приемственностью даже.
Инициация божеству - это несколько иное. Вот человек уже в традиции и начал понимать, чего он хочет и по какой стезе пойдет дальше. Бывает божество выбирает само - и тут у человека встает выбор - соглашаться или нет. Или же все иначе - выбирает человек. Выбирается божетсво по талантам или "родственности", к кому человек ближе или чьего
покровительста или руководства желает получить(или в чью дружину попасть после смерти). Потому обычно кузнецы идут к кузнецу, воины к воину, колдуны к колдуну. Но бывают и
исключения. Из практики своей скажу - божество меняет человека, меняются его черты, характер, навыки. Боги - это источник большой силы, их навыки несравнимы с людскими, а знания обширны. Если божество принимает к себе человека - тот начинает развиваться под его влиянием. Бывает впрочем, что божество и отторгает человека, если тот перестает жить по его принципам.

Представитель годорда Иггдрасиль: Не нужен.
Т.к. человек сам осознанно выбирает его путь. Никакими действиями без внутреннего вызревания решения ступить на путь северного язычества "коннект с богами" не установишь. А "инициационные испытания", о которых многие говорят, жизнь устроит и без дополнительных церемоний.

Сигюрлёйг: Вера, особенно языческая - такая штука, которая выбирается самостоятельно, по душе и сердцу. Исторически было проще - ребёнок рождался и взрослел в культурной среде, априори подразумевающей конкретную веру, и просто впитывал её с воздухом и с молоком матери. Сейчас же к Троту и концепции языческой веры вообще человек приходит иначе - через анализ, осознанный переход от пропитанной православной концепцией культуры, имеющей конкретный ритуал посвящения/инициации (крещение) к языческой, которая такого ритуала не имеет в силу совершенно иной основы в виде мифологического сознания.
Так вот: если этот путь смены восприятия пройден - всё, это и есть инициация веры внутри самого человека, и внешние ритуалы здесь не нужны.
Лично для себя можно обозначить этот шаг, скажем, Торсхаммаром на груди, или приходом в общину.
В общине уже могут провести инициацию, но тут надо понимать, что это не момент перехода от веры к вере, а момент именно входа в общину, налаживание связей с её действующими членами, знакомство с ними и ритуалистикой - то есть, с точки зрения Традиционных инициаций, нечто среднее между посвящением из одного статуса в другой - "не мальчик, но
муж" - и последующего побратимства/создания подобных связей с теми, кто уже этим статусом обладает.

Эйнар, годорд Ярнвид: Нет, не нужен.
Идеальная "инициация", на мой взгляд, - это когда ты, размышляя над изученными историческими и мифологическими источниками, приходишь к пониманию, что тебе близки
основополагающие принципы этого мировоззрения, ты уже живешь по ним.
Тут уже никакие дополнительные обряды и церемонии не нужны - зачем? Ты уже вступил на этот путь, посредники тебе без надобности. Кому нужен пастырь, тому подойдет другая религия.

Торольв: Нужен, поскольку в традиционном обществе всякое событие перехода в иной статус или иное положение сопровождалось инициацией того или иного рода. Можно возразить, что нынешнее общество не является традиционным. Это так. Но даже сейчас, в наше время, отголоски подобных инициаций существуют в любом социальном институте: в школе, армии,
компании дворовых мальчишек, коллективе сотрудников, и т. п. Стремление инициировать и инициироваться настолько глубоко зашито в нашу культурную память, что отмахнуться от него не получится.

Рогнеда, Дом Варген: В прежние времена инициации играли большую роль в жизни людей. Они подчёркивали важные этапы жизни человека, позволяли ему перейти на другой уровень, ступень в обществе. Лучше всего сохранилась информация об инициациях подростков во взрослую жизнь. Сейчас другие времена. Люди часто приходят в Асатру уже зрелыми личностями. И, на наш взгляд, проходить инициацию или нет – личное дело каждого человека.
Мы,например, не настаиваем на этом. Человек должен сам почувствовать и понять, надо это ему или нет. Он должен понимать значимость этого шага лично для него, а не чувствовать себя участником какой-то игры. Кроме всего прочего инициация может случиться в жизни человека самопроизвольно (если можно так сказать) по воле Богов. Ею может стать
какое-то серьёзное испытание в жизни. И тогда не требуются какие-то дополнительные ритуалы.

Есть ли обряд инициации в вашей общине? Расскажите о нем в общих чертах.

Эйнар, годорд Ярнвид: Нет такого ритуала в моей общине.

Представитель годорда Иггдрасиль: Нет, мы не проводим "инициации в асатру".

Сигурд, годорд Скидбладнир: Мы выработали на собственном опыте несколько видом инициаций под конкретные задачи. Новички в нашей общине
проходят три этапа, один из которых обязательный, второй условно обязательный и третий по желанию.
Первый этап заключается в сдаче экзамена на три темы - мифология без интерпретаций, основы этимологии слов и источники; божества и
существа, кто за что отвечает, имена атрибуты проявления и прочее; основы ритуалистики и современных терминов - как проходит ритуал, в чем смысл основных действий, что такое блот, кто такие годи и т.п.
Второй этап условно обязательный это так называемое "посвящение в традицию" по сути же обычное представление богам. Условно потому, что это так или иначе происходит на первом же ритуале, мы всегда называем свои имена после призвания богов. Но если кто-то хочет мы проводим более осмысленный ритуал, помимо имени выражается намерение и происходит
осмысление зачем это вообще нужно.
Третий этап который по желанию - это обучение магическим элементам. Тут ничего говорить не буду, думаю в рамках опроса достаточно того факта что такая тема у нас присутствует в принципе.
Помимо этого у нас присутствует инициация конкретному божеству но это тоже тема очень личная и обсуждается она только внутри общины.
Суть все та же, но помимо прочего человеку дается новое имя, которым он пользуется на свое усмотрение. Проводятся другие действия, в зависимости от того какому божеству происходит инициация. Обычно человек проходит такую инициацию через несколько лет регулярной практики как своей личной так и общинной.
В любом случае, какая бы инициация не была, самое главное это то, что происходит внутри а не снаружи. Просто очень многим нужна помощь в этих событиях, для этого все эти обряды и придумываются. По большому счету это не более чем костыль - проводник по состоянию.

Сигвальд, община Рагнар: О содержании обряда, для тех случаев когда установлена его необходимость.
Раньше, до тех пор, пока моя община ни приобрела «открытый» вид, каждый новый ее член проходил «обряд имянаречения», теперь это случается только по желанию обратившегося. Как я уже упоминал выше, элементы обряда и способы их исполнения определяются индивидуально и могут сильно отличаться от одного обряда к другому.
Я представляю себе обряд имянаречения как ознаменование старта новой жизни. В знак «рождения» нового человека используется кропление водой как древняя традиция при наречении новорожденного, с обращением к богам с просьбой о покровительстве. Это основная часть обряда.
Но человек не может родиться дважды, поэтому старому человеку необходимо «умереть», по крайней мере в той части своей жизни и мироощущения, которую он собирается обновить. Для этого перед основной частью обряда могут использоваться разные ритуальные способы, как-то уничтожение личных вещей, «похороны» куклы или умерщвление жертвенного
животного, с которым отождествляется проходящий обряд, и много прочих вариантов. А может это произойти и более прозаично: человек получает задачу кардинально изменить что-то в своей реальной жизни и предъявить результат.
Далее: поскольку обряд проходит взрослый человек, негоже оставлять его в состоянии новорожденного, поэтому я вижу дальнейшим обрядовым действием принятие на себя ответственности как основной элемент возрастной инициации. Это когда нарекаемый, перед лицом богов и возможно членов общины, называя свое новое имя, формулирует принципы, которыми собирается руководствоваться в новой жизни, клянется в верности им, возможно обещает совершить что-то конкретное. В знак и память о прохождении этой части обряда, он может получить что-то (конечно чаще всего – Хаммарсмарк).

Бьорн, представитель общины Нагльфар: Общий обряд инициации в традицию представляет собой представление человека богам и имянаречение.
Обычно годи дает срок человеку перед этим обрядом. Дабы он хорошо подумал, зачем ему это. А годи присмотрелся к характеру человека для его правильного наречения.
Имя называется либо самим посвящаемым (чаще всего приходит само), либо его называет годи(выбирая его после наблюдения за ним). Это очень важный момент - имя отражает суть человека и его последующую судьбу.
Хорошо также,если перед инициацией человек постится и держит себя в строгости.
Зажигается костер. Люди на обряде встают в круг вокруг посвящаемого, представляются - кто они. Каждый говорит почему и как пришел в традицию. Пускается рог по кругу. Славятся все боги без исключений и выделений, рассказывается о них и о их делах вкратце. Потом рог дается нарекаемому (он в центре у костра). Он рассказывает о себе(желательно
короткую биографию и как он очутился тут), дает клятвы и обещания. Я рекомендую также поминать своих предков до того колена, которое он помнит, дабы предки были с ним и были свидетелями его клятв).
Потом годи нарекает его, поливая голову водой(если есть водоем, желательно это делать в нем). Годи во всеуслышанье объявляет его новое имя. Желает ему удачи, благославляет. Каждый из общины говорит несколько приветливых слов в сторону новопосвященного.
Иногда в особых случаях человека освящают и благословляют особым образом - освещают огнем костра, осыпают злаками, окуривают дымом трав.
Новоприбывший как бы вступает в новую жизнь и ему нужно очищение от старого и благословение - как толчок вперед. Иногда имя пишется на плашке рунами и посвящающийся окропляет его каплей своей крови. После чего носит эту плашку с собой месяц. Такая плашка также может случить потом личным амулетом. После обряда небольшой пир. Если наречение проводится в праздник - то пир совмещается с праздничным.
Посвящение же божеству сугубо индивидуально и подход к нему индивидуален. Тут я не буду его описывать - это интимная сторона и сугубо личная для каждого.
В нашей общине существуют и некие другие инициации. Например, воинское посвящение или "руническое" посвящение.
Расскажу немного о последнем. Дабы получить мудрость в использовании рун и пойти по пути этого знания, мы проводим небольшой обряд, где берем рог с медом и замешиваем в него те ингредиенты, что были у Одина – клюв совы, ноготь норны, край моста...Понятно,что многое из этого заменяется, например "край моста" - это пыть с края реального моста через Коломенку, некоторые ингридиенты заказываются.
Данные обряды нужны для "закрепления" навыков или для получения знаний. также и для покровительства богов к каком то конкретном деле или специальности.

Торольв: Я не состою ни в какой общине. Мой ритуал инициации проводился представителем годорда "Скидбладнир" в то время, когда я был близок к этому годорду. Полноправным членом "Скидбладнира" я никогда не являлся и не являюсь, соответственно, рассказывать о ритуале я не вправе.

Рогнеда, Дом Варген: Если у человека появилось желание пройти инициацию, мы подходим к каждому индивидуально. Всё зависит от того, что хочет человек. Это может быть посвящение в Традицию в целом или посвящение какому-то конкретному Богу. Соответственно обстоятельствам складывается и ритуал. До сих пор мы имели дело только с женскими
посвящениями, поэтому для инициации мы задействовали элементы сейда, по крайней мере, как мы его понимаем.
Чаще всего инициируемый проходит испытание. Последний раз это был поход в лес на берег озера ночью (по желанию испытуемого), где он должен войти в транс и получить информацию, а также возможно и некие знаки наяву. Естественно, если человеку необходима помощь со входом в транс, то он получает её предварительно. Если испытание пройдено, то неофит будет представлен Богам, как правило с новым именем, на ближайшем праздничном ритуале. Подобные события у нас привязываются к главным датам годового колеса. В зависимости от обстоятельств и целей испытуемого возможны варианты.

Какой бы вы посоветовали новичкам первый шаг в асатру?

Сигурд, годорд Скидбладнир: Самое главное ничего не себе не придумывать, не выстраивать ожиданий, не подтягивать желаемое под действительное, ничего не ждать вообще от этих действий. А вообще для этого есть годи, что бы направить и проконтролировать.
А еще я верю в путь человека: если нужно, он обязательно найдет ответ на вопрос, я бы вообще не давал тут никаких советов.

Сигвальд, община Рагнар: В случаях, когда отдельно взятый асатруа не испытывает нужды в инициациях, «шагом» в соответствующую убеждениям жизнь являются связанные с ними реальные действия: например участие в календарном обряде или проведение собственного, приобретение или изготовление предметов культа, оборудование святилища… вариантов
может быть множество и все строго индивидуально. То, что человек при этом должен активно изучать СТ – само собой разумеется.

Бьорн, представитель общины Нагльфар: Начинать свой путь в общем к асатру стоит с базовой информации. С Эдд и саг. С материала. На тему инициации. Начнем с того, что самоинициация невозможна в принипе. Кто сам себя объявит кем то - такой человек самозванец. Посвящать должен кто-то.
Лучше всего подыскать общину и годи, в исключительных случаях(ибо годи не у всех под рукой есть) - это должен быть человек как то отмеченный богами. В таком случае - это может быть обряд не совсем в традиционном стиле.
Потом, если у вас в обряде присутствует переход от "от жизни к смерти и обратно"(перерождение), то чтобы человек не "заплутал" в царстве мертвых - его должен кто-то вести со стороны и вывести. В противном случае это может быть опасно. Потом, я против таких людей, которые сами себя посвящают. Если это не годи при общине. Иначе смысл инициации вообще теряется. Каждый второй школьник будет говорить, что он посвящен Одину.
Общаться с богами это не мешает, нравится и получается - пусть общаются, раз так считают.

Представитель годорда Иггдрасиль: Первыми шагами в асатру есть смысл сделать прочтение Эдд, саг, исследований по теме. А также чаще бывать на природе. Чувствовать тех, за кем вы хотите пойти. И опоэтизировать свою жизнь язычеством - Тором, что в громе и молнии, ванами в полях и лесах, турсами в скалистых горах, и почувствовать дыхание Одина в холодном
зимнем воздухе в самую короткую ночь года.

Эйнар, годорд Ярнвид: Нет такого одного шага, который бы "инициировал".
Начинать всегда стоит с хороших книг. Для самого-самого начала: "Германия" Тацита, "Эпоха викингов" Лебедева и "Культура Исландии" Стеблин- Каменского - по истории и Старшая и Младшая Эдда - по мифологии.

Рогнеда, Дом Варген: Новичкам я бы посоветовала не торопиться. Не раз на моей памяти люди торопились с этим событием, даже давали клятвы, а потом уходили из Традиции. Поэтому сначала надо всё хорошенько обдумать и взвесить. Время – лучший советчик.

опрос проводила Ragna Geirlaug