Ragnheidhr Hadharkona

Хёнир, Лодур, Вили и Ве, Сыны Бора

Об этих мифических творцах Мидгарда и людей, информации крайне мало, слишком
мало для того, чтобы точно сказать, кто они. Были попытки связать их с более известными
богами. Так, Лодур чаще всего связывается с Локи, а HaukwithR Gandwiki пошел дальше и
пришел к выводам, что Хёнир — Хеймдалль.

Меньше всего мы знаем про Лодура. Его имя встречается всего один раз в
«Прорицании Вёльвы»: он один из троих асов, создавших людей, его дар — тепло и румянец
(или красивый облик). В «Перечне Халейгов» Один назван «другом Лодура».
Про Хёнира известно гораздо больше. «Старшая Эдда» содержит два упоминания: В
«Прорицании Вёльвы» он дал людям дух, а в «Речах Регина» он путешествует с Одином и
Локи, когда последний убивает Отра, брата Регина и Фафнира. В «Младшей Эдде» в «Языке
Поэзии» он был на пиру у асов вместе с Ньёрдом и дважды упомчнут в компании Одина и
Локи: когда происходит конфликт с Тьяцци, а также при убийстве Локи Отра. Там же
находяся кеннинги Хёнира: «попутчик Одина», «проворный ас», «длинная нога» и
«блистающий конунг» (или «глиняный, мокрый конунг»), В «Саге об Инглингах» Хёнир —
заложник ванов, отданный асами в обмен на Ньёрда, он описывается как красивый и
высокий, но на тинге ванов все решения возлагал на других, если рядом не было мудреца
Мимира.
Немногим меньше, чем про Хёнира, сведений о Вили и Ве. В «Саге об Инглингах»
они правят в отсутствие Одина и женятся на его супруге Фригг. В «Старшей Эдде» в
«Перебранке Локи» Лофт обвиняет Фригг в связях с Вили и Ве. В «Прорицании Вёльвы» при
творении Мидгарда упомянуты «сыны Бора». В «Младшей Эдде» в «Видении Гюльви»
сынами Бора названы Вили и Ве, причем они не только творят Мидгард, но и людей.
Основываясь на «Видении Гюльви», Хёнира и Лодура стали отождествлять с Вили и
Ве. Но стоит заметить, что единственная их точка соприкосновения — две эддические версии
творения людей. При этом везде, даже в «Младшей Эдде», Вили и Ве упомянуты совершенно
отдельно от Хёнира (и Лодура в «Старшей Эдде»). Миф о создании людей в «Младшей Эдде»
- часть сплошного повествования о творении мира, где творцы всегда одни и те же: кто
убивает Имира, тот и творит небо и землю и людей, а уже затем идет обустройство мира. В
«Старшей Эдде» миф не цельный: сначала сыны Бора создают Мидгард, затем в сотворенном
мире устанавливается ход светил, но тут творение прерывается: асы живут беспечной
жизнью, куют золото и создают орудия, пока их покой не нарушается тремя девами из
Йотунхейма. Тогда боги создают карликов и только потом Один, Хёнир и Лодур
обнаруживают деревья, которым предстоит стать первыми людьми. Непрерывность и
стройность мифа «Младшей Эдды» против стихийности «Старшей» может
свидетельствовать об авторском отпечатке на мифе, и Снорри Стурлусон, будучи
христианином, решил, что трое творцов мира непременно будут и творцами людей, как
Троица в христианском мифе. Кроме сведения двух версий мифов воедино, нигде нет других
указаний на то, что Хёнир и Лодур — сыны Бора.
Отождествление Лодура и Локи имеет одно основание: дважды упоминаются вместе
Один, Хёнир и Локи, а о Лодуре известна всего одна строка из эддической песни, и он тоже в
компании Одина и Хёнира. Если это так, то в тождественности Хёнира и Лодура и Вили и Ве
можно усомниться, прочитав «Перебранку Локи». Это единственная песня «Старшей Эдды»,
где прямо названы Вили и Ве. Локи обличает многих богинь, признаваясь в любовных связях
с ними. Он говорит в первом лице про жену Тюра: «Ты, Тюр, молчи!/От меня родила/жена
твоя сына". Со Скади и Сив Локи тоже говорит про себя самого, хотя и называет себя в
третьем лице, но обе фразы окрашены личным отношением: в ответ на угрозы Скади он
говорит: «Ласковей ты/призывала когда-то/Локи на ложе"; а к Сив: "но знаю, с одним —/и
мне ли не знать! —/изменила ты мужу, —/то был злобный Локи".
А с Фригг Лофт поступает иначе: "хоть муж тебе Видрир,/ ты Вили и Ве/ обнимала обоих".
Нет ни ехидности, как в перепалке со Скади, ни похвальбы, как с Сив, ни собственно имени
Локи, он никак здесь не связывает себя с сынами Бора. Остаются два варианта: или Лодур
Бору не сын, или Локи — не Лодур.
Может ли Хёнир быть Хеймдаллем? Этимология имени неизвестна, а наиболее
похожим на «Hœnir» является слово «hœna», т. е. «курица». Перед Рагнареком поют петухи:
Фьялар над пастбищами великанов, Гуллинкамби над асами и черно-красный петух в Хель, а
Хеймдалль вслед за ними трубит в свой рог Гьяллархорн. Т.е. Хеймдалль связан с петухами
общей функцией, а Хёнир (возможно) именем. Люди в «Прорицании Вёльвы» названы
детьми Хеймдалля, но он под именем Риг стал родоначальником трех социальных слоев —
рабов, бондов и ярлов — от уже существовавших людей, а не создал человечество, как
Хёнир. К тому же в «Младшей Эдде» и в «Саге об Инглингах» Хёнир отдан ванам в
заложники, могли ли асы отдать Хеймдалля, стража Бивреста и вестника Рагнарека? Кроме
того, в «Языке Поэзии» Хёнир и Хеймдалль оба перечислены среди асов на пиру в Асгарде
— если Хёнир вернулся от ванов с головой Мимира, то он не стал при этом Хеймдаллем.
Хотя не стоит забывать, что в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон уже создавал путаницу
среди богов — между сыновьями Локи и сыном Ринд — вступающую в противоречие со
«Старшей Эддой».
Для окончательных выводов сведений всё же не хватает, особенно о Лодуре, но у меня
возникли сомнение в том, что Вили и Ве — это Хёнир и Лодур.

Библиотека группы Асатру (http://vk.com/asatru_community)