Культы Маори

Маори — это первобытные обитатели Новой Зеландии, которые по своему физическому типу и языку, относятся к полинезийцам. К отличительным чертам маори относятся видный рост и хорошее телосложени, у них смуглая кожа с оливковым или буроватым цветом и различными оттенками, от темного до почти белого. Маори имеют довольно правильные черты лица, часто практически не отличающиеся от европейских. А вот волосы у них черного цвета, в основном прямые или слегка волнистые, борода развита мало. Череп у них средней ширины (мезоцефалия), а нос несколько широк.

У маори сохранилось предание, по которому они приплыли в Новую Зеландию с других океанических о-вов. Исследователи высказывают предположение, что, по-видимому, это остров Самоа или Тонга. Кагда Новую Зеландию впервые открыли европейцы, то маори сплошь населяли тьолько северный о-в и северную часть южного. В первой четверти 19 столетия число маори определялось примерно в 150 тыс. человек, но по переписи 1881 г. их уже оставалось только около 44 тыс., из которых 41,6 тыс. - на северном острове. В дальнейшем, число чистокровных маори сильно уменьшилось, уступив место помесям с европейцами. Сильно уменьшилось число маори в результате заражения различными болезнями завезенными европейцами, а также из-за изменившихся условий жизни. Много маори было истреблено английскими колонистами, которые силой отнимали у них земли. А в 1860 г. началась настоящая война с маори, которая окончилася в 1864 г их покорением.

Маори прекрасно владели искусством плетения, а также резьбы по дереву. Они могли изготавливать себе циновки, ящики, посуду, а также лодки, которые украшались резьбой. Их религия представляла одну из стадий анимизма, с развитым культом предков, с кудесниками вроде шаманов, с верой в колдовство, со жрецами, с зачатками политеизма. Был у маори и обычай табу - сутькоторого сводится к наложению запрета на разные предметы пищи, места и т. д. У них имелись пользовавшиеся почитанием или символическим значением резные, человекоподобные изображения, отчасти носимые в виде амулетов (тики-тики, из нефрита, с наискось поставленными глазами, означавшими взгляд вверх, на небо), отчасти ставившиеся в виде столбов, около могил и жилищ вождей.

Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

Тангароа (Тангалоа, Танаоа, Таароа, Кана-лоа) — у полинезийцев и микронезийцев (острова Гилберта) небесное божество (в ряде мифов Западной и Центральной Полинезии Тангароа — само небо, а также радуга, дождь).

Тангароа — бог морской стихии (со всеми обитателями океана — рыбами, пресмыкающимися, морскими животными и др.). Согласно некоторым мифам, Тангароа — нетварное существо, по другим — создаёт себя сам, пребывая во тьме (По) в космической раковине (или в космическом яйце); в некоторых вариантах сюжета Тангароа в дальнейшем из створок раковины создаёт небо и землю.

Тангароа воплощается в угре, акуле, тюлене (в мифах острова Пасхи), различных морских птицах.

В мифах гавайцев Тангароа — хтоническое существо, владеет тайнами колдовства, как «тёмный» бог противостоит «светлым» богам и духам.

В мифах маори Тангароа — один из сыновей Ранги (отец-небо) и Папа (мать-земля). Согласно многим мифам, от соития Тангароа с Папа рождаются первые острова в океанах. По другим версиям, Тангароа создаёт сушу, скинув с неба в океан камни и глину, или творит земли из собственного тела; затем сбрасывает (или отправляет с порождённой им птицей) на них первые растения. Из остатков скопившихся на земле и сгнивших растений Тангароа делает первых людей (или лепит их из глины и земли). Согласно ряду мифов, первые люди появляются от союза Тангароа с Папа; в мифах маори Тангароа и Вакеа оспаривают отцовство по отношению к сыну Папа; Папа разрешает спор, разрубив ребёнка пополам: из полученной половины Тангароа создаёт луну, а его соперник — солнце. Тангароа обучает первых людей ремёслам, даёт им орудия труда (отсюда распространяются представления о Тангароа как покровителе рыболовства, плотничества, плетения).

Тангароа, известный на острове Ниуэ как Тагалоа, был главным божеством. Согласно местным традициям, был богом войны

В мифах острова Мангаиа мир разделён между близнецами Тангароа и Ронго.
Тангароа — создатель и хозяин всего «красного», первопредок светловолосых людей;
Ронго принадлежит всё остальное, его потомки — темноволосые люди.

Долгое время в религиозных представлениях полинезийцев Тане (Мужчина) занимал весьма привелигированное положение. На некоторых островах Океании, например на Мангаиа (о-ва Кука), он был даже наиболее почитаемым богом. Островитяне придумали для него множество лестных прозвищ. Например: "Тане - дарящий пищу", "Тане - берущий власть", "Тане - освятитель вождей", "Тане - грозовая волна" и т.д.

Четыреста лет назад жители Мангаиа даже вели с приверженцами Тангароа длительную, кровавую борьбу, которая должна была решить, который из двух богов полинезийского пантеона займёт высшую ступень.

Символом бога Тане был каменный топор, которым пользовались строители больших судов. В глазах полинезийцев Тане был покровителем этого столь важного ремесла.

Был он и патроном всех других ремёсел, а также богом лесов и "отцом деревьев". На Гавайских о-вах Тане почитался ещё и как покровитель всего живого. Здесь его почитали как властителя сверхестественной "живой воды", "воды жизни", в существование которой верили островитяне.

На Гавайских о-вах и в некоторых других местах Полинезии Тане ещё и бог Солнца.

Ту (Ку)
(от «стоять», «ставить», «устраивать») - у полинезийцев бог войны (которому приносят человеческие жертвы). Ту и другие высшие боги (Тангароа, Тане, Ронго и другие) — дети Ранги (отец-небо) и Папа (мать-земля); в некоторых версиях они — нетварные боги. Вместе с братьями Ту участвует в мироустройстве. В некоторых версиях ему приписывается подвиг подъёма неба над землёй. В мифах маори Ту занимает наиболее воинственную позицию в выборе способа отделения неба от земли, предлагая убить отца и мать. Отказ братьев сделать это вызывает дикую ярость Ту. В ряде мифов Восточной Полинезии Ту выступает покровителем военных действий. Цвет Ту — красный, посланец Ту — ястреб. Согласно большей части мифов, Ту живёт на небе, в отдельных вариантах — в подземном мире или в скале. В мифах Гавайских островов Ку связывается с мужским началом, жизненной силой, долголетием, здоровьем.

В большинстве мест его связывали с войной. На Таити Ту — великий ремесленник, помогавший Тангароа при создании мира. На Мангареве Ту превратился в бога плодородия и хлебных деревьев.

Для полинезийцев Ронго (на Гавайских о-вах Лоно) - прежде всего бог мира.

Этот ласковый бог никогда не требовал человеческих жертвоприношений, скорее даже отвергал их. Он покровительствовал искусству, которое расцветает лишь в мирные времена, и особенно поэтам.

Ронго (Ро’о, Лоно). Особенным почитанием пользовался он на острове Мангайя, где он, по местному мифу, одолел и изгнал Тангароа. На Мангареве это бог дождя, на Новой Зеландии — бог земледелия. По таитянскому мифу, Ронго родился из тучи.

На отдельных архипелагах эти великие боги, как считают, боги «старшего поколения», были оттеснены более молодыми. Так, на Таити уже в позднейшее время возник культ воинственного и кровожадного бога Оро, требовавшего человеческих жертв. Оро затмил собой старых богов. Там же был и другой военный бог — Таири. На Гавайских островах этот Таири (местное произношение — Кайли) слился со старым богом Ту (Ку) в сложный образ бога войны Кукаилимоку. После объединения архипелага в начале XIX в. под властью Камехамеха I, основателя династии гавайских королей (Камехамеха вначале сам был жрецом этого бога), Кукаилимоку был признан главным богом гавайского пантеона. На острове Пасхи первое место в сонме богов занял Макемаке. Эти новые образы воинственных богов были, очевидно, порождены эпохой войн и борьбой вождей за власть.

У всех полинезийцев существовали пластические, изваянные из камня или дерева, изображения богов, по большей части антропоморфные.

Представления о загробном мире

Социальное расслоение отразилось и в представлениях о загробном мире и судьбе души умершего. Почти повсеместно верили в различную участь душ вождей и душ простых общинников после смерти. Первые попадают в какую-то счастливую страну — или где-то на далеком острове на Западе (этот остров в некоторых поверьях именовался Гавайки и отождествлялся с легендарной страной предков), или на небе (Новая Зеландия, Маркизские острова. Туамоту). Души же простых людей идут в какое-то темное место (по) под землей. Особенно резко сказалось социальное расслоение на верованиях о загробном мире у тонганцев: по их мнению, только души знатных и вождей продолжают жить после смерти, а души простолюдинов (гуа) сразу же погибают.
Души вождей нередко превращались в настоящие божества.

В погребальном ритуале тоже резко сказывалось общественное неравенство. Вождей и знатных хоронили с очень сложными обрядами, а простых людей — без них. Самые способы погребения были различны. Например, на Самоа, Тонга, Маркизских островах тела вождей бальзамировали и помещали в особые усыпальницы; тела же простых общинников зарывали в землю или клали на подмостки, на дерево, пускали в лодке в море.

Табу

С верой в мана была связана и идея табу. Само слово «табу» (тапу, капу), как известно, полинезийского происхождения; его привез из Океании впервые Дж. Кук. В Полинезии система табу достигла своего крайнего выражения. Табу связывалось с принятием пищи, с хозяйственными занятиями, с войной, с погребальными обрядами и пр. Важнейшим же средоточием системы табу была личность вождя и сфера его власти. Вождь сам был табу для окружающих. Особенно священными и табуированными считались голова вождя и его набедренная повязка. Все, что соприкасалось с вождем, становилось табу: его пища, его жилье, одежда и т. п. Если он, хотя бы случайно, прикасался к чужой вещи, она становилась табу для самого владельца. Если вождь входил в чью-нибудь хижину, хозяева более не могли в ней жить. У вождя основа Таити были особые носильщики, переносившие его на своих плечах, когда он хотел выйти за пределы своей резиденции, чтобы он не ступил ногой на землю: иначе и земля под его ногами стала бы табу для его подданных. Вождь обычно мог по произволу наложить табу, постоянное или временное, на что угодно.

Нарушение табу в одних случаях каралось самим вождем, в других — считалось, что нарушителя должно постигнуть сверхъестественное наказание. Суеверные островитяне были уверены, что нарушитель табу, связанного с вождем, непременно должен умереть, хотя бы нарушение было невольным.

Рассказывают, например, об одном маорийце, который в пути наткнулся на какие-то остатки пищи и съел их, не зная, кому они принадлежат. А узнавши, что это были остатки трапезы вождя, он понял, что совершил ужаснейшее преступление, за которое ему предстоит смерть. И человек действительно от страха умер.

Система табу встречается и у меланезийцев, и у них она имеет, как мы видели, довольно определенный социальный смысл: она служит средством охраны собственности, особенно через мужские союзы. В Полинезии табуация также играла роль охраны собственности; но, кроме того, она выполняла здесь и более широкую функцию политического орудия в руках вождей. Вожди не только по своему произволу в целях личной корысти налагали табу на что им было угодно, но и пользовались этим орудием в политических целях. Табуация заменяла королевские указы, законодательство.

Система табу была настолько тягостна для широких масс, что этого не могли не заметить даже буржуазные исследователи. Ф. Ратцель совершенно справедливо пишет, рассматривая содержание табу: «Табу охватывает жизнь низших классов народа в таком удручающем виде, что отсюда происходит общий гнет, которым жрецы и начальники умели искусно пользоваться для политических целей».

Мана

Одной из основ религиозных представлений полинезийцев, как и в Меланезии, была идея о сверхъестественной силе мана. У полинезийцев это представление было еще более всеохватывающим, чем у меланезийцев, и имело еще более резко выраженное социальное содержание. Мана — это особая сила или способность, присущая определенным людям или группам людей. Самой сильной считалась мана вождя, сообщавшая его личности особую святость, неприкосновенность. Заботливо охраняя свою мана, вождь должен был остерегаться всего того, что могло ее уменьшить. Поражение в бою, малодушие, недостаточная жестокость — все это могло привести к потере вождем его мана. Была особая мана жреца, мана воина, мана ремесленника и пр. У каждого племени (например, на Новой Зеландии) была своя мана, которая сохранялась до тех пор, пока племя оставалось сильным и независимым. Только рабы считались лишенными мана.

Таким образом, вера в мана была непосредственным отражением социального строя полинезийцев.

7e5c8e4d5ed30151ee6aa159e7b9bc0a.jpg

http://bogi-i-bogini.com/religiya-polinezijcev/
http://www.turlocman.ru/french-polynesia/3506
http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jet-ch5-02.html

П.С. я кстати занимаюсь также созданием эскизов татуировок в данном стиле с сакральным смыслом. Большинство подобных в сети - стиллизация или откровенно неправильные тату. Если кому нужно- обращайтесь(платно).

Если у кого есть информация по культам Маори - милости просим.