(C) перевод svart_ulfr
Кимбанда
В книге «Религия и общество в Центральной Африке: баконго Нижнего Заира», антрополог и социолог Уайетт МакГаффи делает несколько замечаний о том, каковы представления банту/конго о мертвецах. В одном месте мы встречаем следующее: баконго верят, что души умерших оправляются в путешествие по воде, в некую новую страну. Иногда люди трактуют это место как «страну под водой». Тем не менее, МакГаффи утверждает, что некоторые миссионеры и антропологи спрашивали баконго о том, как их предки попадают в «землю за морем» - и выясняли, что речь идет о Европе и Америке.
Как быть, если дух средневекового волшебства сохранился у нас прямо под носом? Что делать, если учение спиритов верно и души мертвых живут вне тел, после того, как останки предали земле? Что, если европейские переселенцы привезли с собой этих духов в Новый Свет? Вдруг можно обойтись без воссоздании уже существующего? И вдруг эти духи сохранилась в чародейском культе, известном как кимбанда? Само это слово берет начало в языке народа банту/конго, в приблизительном переводе означая «язык духов мертвых».
Кимбанда получила свое имя не больше века назад. Как и в других автономных религиях и традициях, приверженцам культа не было необходимости описать или определить свою практику в терминах внешнего мира: им хватало термина «колдовство». Все афро-бразильские религии до второй половины ХХ века, с точки зрения бразильского правительства расценивались как преступная деятельность, и их адепты периодически репрессировались. Совсем недавно стали они частью массовой культуры, когда писатели и композиторы обратились к ним в своем творчестве.
Духовные корни кимбанды следует искать среди банту, обитателей Западной и Юго-Западной Африки. Их завезли в Бразилию как рабов в начале 1538 года. Если с приведением некоторых индейских племен Бразилии в католичество церковь и достигла каких-то видимых успехов, то с самой большой диаспорой африканских рабов в Новом Свете дела шли значительно хуже.
Среди этих африканских предков-невольников и берут начало духовные корни кимбанды и сама этимология этого слова. Кимбанда была – и остается – наименованием жрецов/шаманов у многих народностей банту, населявших Западную и Юго-Западную Африку. Приставка «ки» связана с терминами «язык» или «знание», тогда как «мбанда» переводится как «сила исцелять». Таким образом, шаман/жрец – широко известный как «кимбанда» или, в зависимости от региона, «нганга», - нередко обладает обширными познаниями в области фитотерапии, и по крайней мере часть его обязанностей связана с применением этих знаний.
Даже сегодня, специалисты в области холистической медицины известны в Западной и Юго-Западной Африке как «кимбанда». Они могут быть травниками, предсказателями или духовидцами. Люди прибегают к традиционной медицине не только для исцеления физических недугов, но и в поисках защиты от многочисленных опасностей повседневной жизни: чтобы обнаружить причину смертей в семье, падежа домашнего скота,, или почему поля бесплодны и урожаи скудны.
Во многих племенах Центральной и Западной Африки, кимбанда рассматривался, прежде всего, как посредник между людьми и богом Калунга – Владыкой Царства Мертвых. На эту роль человека выбирают духи, и их избранник проходит через цикл преобразований (инициаций). Порой мужчинам-кимбанда в племенах банту/конго свойственен гомосексуальный эротизм; часто они «выходят замуж» за другого мужчину.
Банту верят в жизнь души после смерти, и связывают эту веру с мыслью о том, что духи мертвых могут влиять на живых. Если кто-то заболевает, считается, что недуг наслал дух предка, или же что больной страдает от чар своего живого врага. В любом случае, кимбанда – шаман/предсказатель – должен посоветоваться с духами, чтобы расследовать дело и найти лекарство для своего пациента. Для банту понятие «болезнь», помимо физических недугов, включает несчастья и отсутствие равновесия. Таком образом, все приводящее к дисгармонии, - неважно, с окружающей ли средой или с другими людьми, - может восприниматься как потенциальная болезнь или недомогание.
Принято считать, что все мало-мальски серьезные формы несчастий объясняются гневом предков, колдовством или развращенностью, и обязанностью предсказателя было раскрыть точную причину беды и предложить способ избавления от нее; однако некоторые бедствия объясняли естественными причинами, т.е. считали их результатом внешних обстоятельств. Религия и причина недуга/болезни всегда были тесно связаны.
Африканский кимбанда (жрец/шаман) – так же как, и его бразильский «коллега» кимбандейро, - постоянно общается с миром духов. Только в этом случае он может предсказывать, передавать людям сообщения духов, лечить больных и входить в транс.
Главные почитаемые «божества» - или, правильнее будет сказать, «сущности», - на которых основана традиция бразильской кимбанды, это Эшу и Помба Жира. Важно при этом не путать Эшу кимбанды с Ориша Эшу, или Элеггуа, почитаемым в производных от йоруба религиях кандомбле и сантерии. На самом деле. Эшу кимбанды – это духи мертвых, и в частности, умерших кимбандейро. Жрецы или последователи кимбанды иначе связаны с духовностью банту/конго. Бог знает, что быть «всего лишь человеком» - это значит быть слабым, полным сомнений и всяческих недостатков. Вот почему Он позволяет этим духам, прежде населявшим землю, помогать нам в жизни. Они повсюду вокруг нас и готовы к тому, чтобы их призвали. В конце концов, услышать нас – это в их интересах!
Эшу – это своего рода зеркала, отражающие суть обычного человека; инструмент коммуникации между двумя мирами, духовным и материальным; на духовном плане они выступают как хранители. Это «астральная полиция», ответственная за перемещение души навстречу ее судьбе, вознаграждающая или наказывающая людей за дела, которые они совершали на физическом плане, пока были живы.
Подобно европейскому культу ведьм, кимбанде приписывались оргиастические сборища. И в самом деле, большинство танцев, - а танец является основным элементом данной религии , - носят эротический и флиртовый характер. Эшу способны потребовать рома, джина, или других алкогольных напитков, и выкурить много крепких сигар. Их культ, однако, далек от пьяных оргий.
О европейских корнях кимбанды нередко забывают, но они куда глубже, чем думают некоторые практики пытающиеся объединить Эшу кимбанды с демонами «Истинного Гримуара» и других средневековых магических трактатов. Многие из духов нашей традиции, безусловно, европейского происхождения. Одним из примеров служит Помба Жира Брукса Эвора – «ведьма», удостоившаяся права учить темному искусству католического святого Киприана, считавшегося покровителем колдунов. Считается, что многие другие Помба Жиры некогда жили во Франции, Испании, Португалии, Италии и других странах Европы. Многие магические практики кимбанды не только похожи на африканские или индейские шаманские практики, но и несут отпечаток европейской «симпатической» народной магии. Описания «шабаша ведьм» и «ночных сборищ», оставленных Инквизицией в период европейского Средневековья, вполне можно было бы применить и к кимбанде.
Важно понимать, что наша традиция не является синонимом сатанизма или поклонения Дьяволу. Важнейший аспект этой религии заключается в том, что люди способны установить связь с духами. Обычный, заурядный «человек с улицы» оказывается способным прикоснуться к потустороннему миру, общаться с мертвыми, просить помощи у африканских, индейских и европейских духов, и действительно может увидеть, как духи нисходят на землю и входят в тела своих почитателей. Это не простое пассивное отражение бразильской культуры, но творческий фактор, связанный с формированием самой бразильской идентичности.
У кимбандейро есть свои способы получить желаемое от этих духов. Мы не стесняемся обращаться к ним. Обычно мы стараемся решать проблемы без сверхъестественного вмешательства, но если это выше человеческих сил, то призываются духи! Мы кимбандейро, и эта традиция – такая же часть нашей жизни, как семья, друзья, и сама страна, в которой мы живем! Мы принимаем ее, и делаем это со всей серьезностью. Мы пытаемся понять духов и они, в свою очередь, пытаются понять нас! Миры духов и людей действуют вместе и помогают друг другу. Это очень просто , и все же это так сложно!