Огонь, ветер, море и стихии
автор Ragna Geirlaug
Частые вопросы о стихиях в Троте, а также многочисленные попытки
соотнести богов и руны с какой-либо из четырех стихий или включить стихии в
ритуал привлекли мое внимание к этой теме. Сначала я пробовала отыскать
материал в интернете, но ничего не нашла, видимо, этот вопрос оставлен без
внимания. Поэтому я решила сама написать о стихиях и Троте.
Начать следует с того, что понятие о четырех стихиях, которое многими
упорно вносится в скандинавскую картину мира, возникло у философов в
Древней Греции.
Определение стихии почти не различается в разных словарях, поэтому
приведу одно:
Стихия (от греч. stoicheion — первоначало, первооснова, элемент), 1) у
древнегреческих философов-материалистов — основные элементы природы (у
Эмпедокла — огонь, воздух, вода и земля; в древнекитайской философии —
металл, земля, вода, дерево, огонь). 2) Явление, сила природы, обнаруживающиеся
как неудержимое начало, стремление (например, буря). 3) В переносном смысле
— окружающая привычная среда, обстановка, любимое, хорошо знакомое дело,
занятие. БСЭ. — 1969—1978
Второе и третье значения не представляют никакой проблемы, но когда речь
идет о привычных европейцам четырех стихиях и их включении в ритуалы,
связанные с рунами или скандинавскими богами, то следует говорить о
первоосновах мира, об элементах.
С первоосновами мира в скандинавской мифологии всё очень просто: ими
являются огонь Муспелля и лед (иней) Нифльхейма, о чем подробно написано в
Младшей Эдде (Видение Гюльви 4. О Нифльхейме и Муспелле). Поэтому их
можно рассматривать как «стихии» или «элементы», а при желании обращаться к
ним в ритуалах.
Что касается соотнесения богов со стихиями — здесь все неоднозначно.
Есть три понятия, которые часто идут вместе — это море, огонь и ветер. Приведу
несколько цитат из источников.
Младшая Эдда, Видение Гюльви 23. О Ньёрде и Скади. Мы видим, что
Ньёрд не только морской бог, ему подвластны и ветер и огонь, и воды: «Имя
третьего аса — Ньёрд. Он живет на небе, в том месте, что зовется Ноатун. Он
управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в
морских странствиях и промышляя морского меря и рыбу. Столько у него
богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет
просить его об этом».
Сага об Инглингах, VII, Один тоже повелевает огнем, морем и ветром:
«Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или
умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно
мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других
людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть
ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль — он назывался
Скидбладнир, — на котором он переплывал через большие моря и который можно
было свернуть, как платок».
Старшая Эдда, Речи Альвиса, перевод А.И. Корсуна, целый фрагмент
посвящен строфам о ветре, море и огне:
[Тор сказал:]
19 «Альвис, скажи мне, —
про все, что есть в мире,
наверно, ты знаешь, —
как ветер зовут,
что дальше всех носится,
в разных мирах».
[Альвис сказал:]
20 «Люди Ветром зовут,
а боги — Летящим,
он Ржущий у асов,
Ревущий — у турсов,
Шумящий — у альвов,
а в Хель он Порывистый».
[Тор сказал:]
21 «Альвис, скажи мне, —
про все, что есть в мире,
наверно, ты знаешь, —
как называть
привыкли затишье
в разных мирах».
[Альвис сказал:]
22 «Люди — Затишьем,
Спокойствием — боги,
ваны — Безветрием,
ётуны — Зноем,
Тишью Дня — альвы,
Покоем Дня — карлики».
[Тор сказал:]
23 «Альвис, скажи мне, —
про все, что есть в мире,
наверно, ты знаешь, —
как море зовут,
струги несущее,
в разных мирах».
[Альвис сказал:]
24 «Люди Морем зовут,
а Водами — боги,
Волнами — ваны,
Влагою — альвы,
Дом Угря — великаны,
а карлики — Глубью».
[Тор сказал:]
25 «Альвис, скажи мне, —
про все, что есть в мире,
наверно, ты знаешь, —
как зовется огонь,
что горит пред людьми,
в разных мирах».
[Альвис сказал:]
26 «Огнем — у людей,
Жаром — у асов,
у ванов — Бушующим,
Жадным — у турсов,
Жгущим — у карликов,
в Хель он Стремительный».
Сага О Форньоте и его родичах, Как заселялась Норвегия 1. О
потомках Форньота: «Одного человека звали Форньот. У него было три сына:
первый Хлер, второй Логи и третий Кари. Кари повелевал ветрами, Логи —
огнём, а Хлер — морем». В этом мифе кроются корни кеннингов ветра и огня,
которые можно найти в Языке Поэзии Младшей Эдды. От Одина и Ньёрда их
отличает то, что каждый владеет только одной силой и может быть воплощением
этой силы. С другой стороны, в Младшей Эдде также говорится, что Хлер (Эгир)
был искусен в колдовстве, а Логи был соперником Локи у великана-колдуна
Утгарда-Локи, поэтому трудно сказать, была ли власть над природными силами у
троих братьев от рождения или же связана с их познаниями в колдовстве.
Из приведенных отрывков можно сделать выводы: во-первых, за
исключением огня, ветер и море не участвуют в рождении мира, а значит не
являются элементами; во-вторых, власть над ними — показатель могущества, а
возможно, они сами могут быть источниками силы. Огонь занимает
промежуточное положение, выступая с одной стороны как элемент, а с другой —
как одна из трех сил.
Значимость трёх сил, могущество богов, обладающих ими, отразилось и в
мифе о создании людей. Согласно «Младшей Эдде» это делают сыны Бора —
Один, Вили и Ве. «Шли сыновья Бора берегом моря и увидали два дерева. Взяли
они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй —
разум и движенье, третий — облик, речь, слух и зрение» (Младшая Эдда, 9.
Сыновья Бора создают Аска и Эмблу). Не указано, кем конкретно принесен
каждый дар. В «Прорицании Вёльвы» три аса — Один, Хёнир и Лодур — дают, в
зависимости от перевода, людям три дара: Один дал дыхание\душу, Хёнир дал
дух\душу\разум, а Лодур тепло\кровь и живой цвет\румянец.
Дыхание и тепло наводят на мысль о ветре и огне и связи создателей с ними.
Душе остается роль воды, не случайно Хёнир в «Языке поэзии» зовется
«aurkonung», «блистающий конунг», а в примечании говорится, что это слово
переводили также как «водяной конунг» или «глиняный конунг». В примечаниях
С.Свириденко к «Прорицанию Провидицы» читаем: «17, I три аса. Три
стихийные божества (первоначально, быть может, обозначавшиеся: Один, Вили
и Ве) Один, Лодурр (Локи) и Ѓöнир; бог воздуха, бог огня и бог вод».
О дарах богов подробные рассуждения есть в статье Андрея Соловова
(Сигурда) «Кровь, Душа, Дух». Поиском соответствий между парами Вили-Ве и
Хёнир-Лодур занимался Владимир Смирнов (Хауквид) в своей статье «Создатели
мира и людей», в которой соотнёс их с хорошо известными богами (Хеймдалль и
Локи). Существуют распространенные, хотя и спорные, версии о том, что девять
матерей Хеймдалля — это девять дочерей Эгира, т.е. Хеймдалль внук морского
бога, а Локи — божество огня. Если придерживаться их, то выводы В.Смирнова о
соответствии двоих асов создателям получают еще одно подтверждение.
Я все же не могу до конца согласиться с Хауквидом и к тому же сомневаюсь
в огненной природе Локи-Лофта, поэтому исхожу из того, что Хёнир есть Хёнир, а
Лодур есть Лодур, они же Вили и Ве, братья Одина. Видимо, Один участвовал в
создании людей прежде, чем овладеть всеми тремя силами, дав только дыхание.
Так это или нет, дары троицы богов, дыхание, душа и тепло, говорят за себя: они
берут свои истоки в ветре, воде и огне.
P.S. Число «три» часто встречается в скандинавской мифологии, поэтому
многие по-своему вкладывают смысл мифологических троек в валькнут, который,
к тому же, часто связывается с Одином. Огонь, ветер и море — еще одна версия в
копилку смыслов.
P.P.S. Ветер, Море и Огонь присутствуют и в произведениях Толкина.
Первое упоминание - в Сильмариллионе говорится, что один Сильмарилл нашел
себе пристанище в небесной выси (вознесся вместе с Эарендилом), другой — в
огненном сердце мира (Маэдрос бросился с Сильмариллом в руке в огненную
пропасть), третий — в море (Маглор выкинул в море обжигавший руку
Сильмарилл).
Второе — о Кольцах Власти. Три эльфийских кольца: Нарья — Кольцо
Огня, Нэнья — Кольцо Воды и Вилья — Кольцо Воздуха.
Источники:
1. Младшая Эдда, Видение Гюльви, Язык Поэзии
http://norse.ulver.com/src/snorra/index.html
2. Сага об Инглингах, VII
http://norse.ulver.com/src/konung/heims … ga/ru.html
3. Старшая Эдда, Речи Альвиса, перевод А.И. Корсуна
http://norse.ulver.com/src/edda/alvis/ru.html
4. О Форньоте и его родичах, Как заселялась Норвегия
http://norse.ulver.com/src/forn/frafornjoti/ru1.html
5. Прорицание Вёльвы
http://norse.ulver.com/src/edda/voluspa/index.html
6. Андрей Соловов (Сигурд) «Кровь, Душа, Дух» - ссылка не сохранилась,
копия в группе-библиотеке асатру
7. Владимир Смирнов (Хауквид) «Создатели мира и людей» - ссылка не
сохранилась, копия в группе-библиотеке асатру