Три Бога Ремёсел, Trí Dé Dána упоминаются в ирландской мифологии, в историях о Племени Богини Дану (Tuatha Dé Danann). Каждый из них воплощал в себе одно непревзойденное мастерство, искусство, в котором не было ему равных. Их имена мы знаем до сих пор – это Лухтан, величайший плотник, столяр, мастер по дереву, Кредне – мастер-ювелир, медник, златокузнец, Гоибниу – величайший кузнец. Иногда к этой же группе божется относят и Огму – как великого искусника слова и Диана Кехта – как прекраснейшего из целителей. Но из основной триады более всего мы знаем о Гоибниу, чьё почитание было не только островным, но общекельтским.
- Гоибниу (Goibniu) был великим кузнецом, и даже само его имя восходит к протокельтскому *goban- – кузнец. Отцом его называется Эсарг, сын Нейта, бога войны (что делает Гоибниу весьма древним божеством и, возможно, связывает его с фоморами), однако согласно другим, более поздним текстам, и через сближение Гоибниу с Гобаном Шором (Gobban Saor, Строителем Гобом), его отцом считается и Туирбе Трагмар (Tuirbe Trágmar, Бросатель Топора), который мог бросить свой топор перед водами морского прилива и запретить им подниматься дальше обозначенного им предела. В тексте о Второй Битве при Маг-Туиред сказано, что братья Гоибниу – это Нуада и Диан Кехт, хотя отцы у них всех разные: это может говорить о родстве по матери, о побратимстве или о том, что все они принадлежали к Туата де-Даннан, Племени Богини Дану. Чаще же упоминается, что его братья - Кредне и Лухта, хотя их родители Туиреанн и Бригитта. И в том, и в другом случае это «братство» может быть связано с некоторой тенденцией формировать триады (что мы хорошо видим как в тройках богинь, напр. в «трёх Морригу» или триаде богинь земли Ирландии, так и в триадах бардов).
В старых мифах о Туата де Даннан Гоибниу выступает именно как наилучший из кузнецов, великий мастер-оружейник. Например, во Второй битве при Маг Туиред говорится о нём следующее:
«Собрались у Луга величайшие из Племен Богини Дану, и спросил он у своего кузнеца Гоибниу, как сумеет тот послужить им своим искусством.
– Hетрудно сказать,– промолвил кузнец,– коли даже случится ирландцам сражаться семь лет, то вместо любого копья, соскочившего с древка, или меча, что расколется в схватке, смогу отковать я другие. И уж тогда ни один наконечник, откованный мною, не пролетит мимо цели, а кожа, пронзенная им, не срастется вовеки. Hе под силу это Долбу, кузнецу фоморов. Готов я теперь для сражения при Маг Туиред».
Одна из самых известных историй о Гоибниу повествует об убийстве им своего родича: Руадана (Руады), сына Бригитты и Бреса Мак Элатана. Руадан, сражавшийся на стороне своего отца и фоморов против рода своей матери, Туата де Даннан, явился шпионом в кузню Гоибниу, и увидел, что там три великих мастера с невероятной скоростью изготовляют оружие для войск туатов Гоибниу стремительно выковывает наконечники копий, Лухтан в одно мгновение насаживает их на древки, Кредне соединяет части оружия заклёпками их и делает совершенными, а воины племён богини Дану приходят к ним, чтобы взять новое оружие взамен сломанного.
«Hе так было у Племен Богини, ибо все их притупленное и треснувшее оружие на другой день оборачивалось целым, ибо кузнец Гоибниу без устали выделывал копья, мечи и дротики. И совершал он это лишь тремя движениями, а потом Лухта Плотник вырубал древки тремя ударами, да так, что третьим насаживал и наконечник. Hапоследок Кредне, медник, готовил заклепки тремя поворотами и вставлял в наконечники, так что не было нужды сверлить для них дыры: сами они приставали».
Руадан тоже подошёл будто бы за новым копьём, и, получив его, попытался убить Гоибниу – однако старый кузнец оказался не только мастером наковальни, но и воином и сумел убить Руадана.
«Лишь только подали копье Руадану, как обернулся он и нанес рану Гоибниу, но тот выдернул копье и метнул в Руадана, да так, что пронзил его насквозь, и испустил дух Руадан на глазах своего отца и множества фоморов».
(К слову, возможно именно в этой сцене содержится подсказка, почему в заклинании 7-9 вв из Кодекса св. Галлена к Гоибниу обращаются, чтобы "удалить шип").
Бригитта просила Гоибниу отдать ей тело сына – чтобы она могла отнести его целителю Диану Кехту, чтобы тот вернул её дитя к жизни, однако Гоибниу отказал ей, и Руадан остался невоскрешённым. В память о нём Бригитта придумала целый поэтический жанр: песнь-оплакивание (caoineadh).
В валлйской мифологии именно такого сюжета нет, но в бардических триадах Гованнон назван одним из трёх, нанесших коварнейшие удары в мире: там сказано, что так он убил Дилана, Сына Волны – дитя Арианрод.
Второй известный сюжет про Гоибниу повествует о том, что когда Нуада потерял руку во второй битве при Маг Туиред, великий кузнец сковал ему руку из серебра, во всем подобную его настоящей потерянной руке – из-за этой металлической руки Нуада и получил прозвище Аргетлам, Среброрукий. Кредне украсил эту руку, а Диан Кехт смог присоединить её так, что она действовала, как настоящая. Здесь мы видим Гоибниу уже не как мастера по оружию, а как создателя весьма хитроумной и искусной вещи.
Однако Гоибниу выступает не только как бог-кузнец, но и как великий владыка изобилия, как тот, кто устраивает пиршество для других богов. В Беседах Старцев (Acallam na Senórach) сказано, что «пир Гоибниу» (Fled Goibnenn) был дарован воинам Туата де Даннан, чтобы защитить их от болезней и старости - это функция владык изобилия и жизни.
Принадлежала Гоибниу и волшебная серая корова Глас Гавнен (Glas Gaibhnenn, Серая Гоибниу), которая славилась неистощимым количеством своего молока: её молоко могло заполнить любой сосуд, который поставят ей под вымя. Любопытно, что одна из версий истории о чудесной корове сближает Гоибниу с Лугом: история о похищении Балором Глас Гавнен очень схожа с историей похищения коровы у Киана и произошедшего в результате этого рождения многоискусного героя. Здесь Гоибниу (Gaivnin) занимает такую же позицию, что и Киан – он отец судьбоносного ребёнка, которому суждено убить Балора – похитителя волшебной коровы.
Кроме Луга, Гоибниу функционально близок Бригитте: оба божества связаны с кузнечным делом и огнём, оба являются покровителями и других ремёсел и искусств, оба ассоциируются с огнём, оба - связаны с домашними животными и благами, которые эти животные обеспечивают.
В фольклоре местом обитания Гоибниу обычно становились места, богатые полезными рудами. Кузницу Гоибниу, Cerdcha Ghaibhnenn, порой считали находящейся в Мулахмасте, Килдэр — там было богатое месторождение золота и меди.
В ирландском мифе есть и другие кузнецы, в образах которых также видят лик Гоибниу. Например, кузнецом-искусником был Куланн, которого сближают с Гоибниу не только по ремеслу, но по устройству особого королевского пира, — тот самый кузнец Куланн, «псом» которого ради восполнения нанесённого ущерба стал мальчик Сетанта, которого позже станут звать Ку-Куланн, Кухулин, «Пёс Куланна». Еще один волшебный персонаж-кузнец — это Лон мак Лиомха (Lon mac Liomtha), о котором рассказвыали, что он тоже был из Туата де Даннан, жил в пещере железной горы Slieve na Glaisé, первым в Ирландии сделал заточенное оружие и что он тоже владел волшебной коровой по имени Glas Ghoibhneach. У Лона было три руки, которые позволяли ему быстрее управляться с ковкой (эти три руки могут быть отголоском троичности Trí Dé Dána), и всего одна нога, — так что когда ему надо было куда-то отправиться, он просто парил над землёй.
Божественный кузнец-искусник присутствует не только в ирландской мифологии, мы видим истории о нём и в Уэльсе, где он представлен как Гованнон или Гофаннон, а у материковых кельтов существовал бог Гобаннус или Гобаннос. Это не удивительно, поскольку кузнечное дело, металлургия, работа по металлу были прекрасно развиты у кельтских народов, и, разумеется, бог-кузнец был важен.
Гоибниу был важным божеством, и его образ не исчез бесследно с христианизацией, а стал проявляться в других образах. Например, существуют истории о Гобе или Гоббане-строителе (Gobban Saor, Гобан-Шор): древнеирландском кузнеце и архитекторе VI-VII вв., который строил дворцы, круглые башни, церкви и святилища, а судя по сказкам был еще и мудрейшим человеком своего времени (не считая, конечно, его жены): всего записано 14 разных сказок об этом персонаже. Хотя в сказках он чаще строит дома, но порой упоминается и его кузница, и знания в других ремёслах, да и Saor не означает именно «строителя», скорее искусного мастера. Кузница его стояла на «Железной горе» Литрима, на Слив Анейрин (Slieve Anierin) — тут столетиями добывали уголь и железо.
Гоббан-искусник в народе стал считаться святым, и впоследствии его стали сближать и со Святым Гоббаном – ирландским святым 6 века, перенося на святого истории о чудесном мастере. В образе этого, фольклорного Гоббана, по всей вероятности, соединились все лики владык ремёсел, потому что он демонстрирует в этих сказках не только умения кузнеца, но и другие. Впрочем, есть и гипотеза, согласно которой Trí Dé Dána – Гоибниу, Лухтан и Кредне – это скорее три лика единого божества, а три их умения составляют единое искусство мастера-оружейника.
Гоибниу — бог-кузнец, изображение №2
Сохранилось несколько статуэток Гобаннуса галло-римского периода: например, одна из них изображает Марса-Гобаннуса, т.е. бог-кузнец сближался с богом войны: возможно, как создатель боевого оружия, без которого войны не ведутся. А на Бернской цинковой табличке мы видим надпись Dobnoredo Gobano Brenodor Nantaror, где первое слово выводят из гэльских корней dubno (мир) и rēdo- (путешествовать), то есть тут Гобаннус – путешественник по миру. У континентальных кельтов Гобаннус обозначен именно как божество - надписи, где он упомянут именно как Deus Cobannos дошли до наших дней. В 1980х гг. было найдено сразу несколько статуэток Гоббануса и бронзовый котёл с надписью-посвящением, — но эти находки были незаконно вывезены в США, и сейчас находятся в Музее Гетти.
Кстати, название города Абергавенни связано, видимо, с именем Гованнона: на этом месте был металлургический центр еще со времён доримской Британии, и река, на которой он стоит, раньше называлась Gobannia, Река Кузнецов.
текст: Шеллир (Наталья Никольская)
написано 14 февраля 2021 г. специально для проекта Огам