Тор: вчера и сегодня.
В этой статье речь пойдёт об одном из аспектов Тора — скандинавского бога-громовержца. О том аспекте, о котором многие последователи германо-скандинавского политеизма вряд ли когда-то всерьёз задумывались, но аспекте чрезвычайно важном сегодня — в век технического прогресса и повсеместной автоматизации.

Сперва взглянем на образ Тора в эддических и иных источниках, чтобы понять то, почему в историческое время — в эпоху викингов — Тор, как можно судить по многим факторам, играл ведущую роль в жизни древних скандинавов, оставляя позади даже главу пантеона — Одина, своего отца.
Если говорить кратко, то наиболее очевидная причина такого почитания Тора была сформулирована несколько лет назад одним — теперь уже, к сожалению, бывшим — российским последователем германо-скандинавского язычества, и заключается она в том, что Тор — бог огня.
Я проиллюстрирую эту мысль примерами из источников. Вот, к примеру, «Речи Гримнира»:

Кермт и Эрмт
и Керлауг обе
Тор вброд переходит
в те дни, когда асы
вершат правосудье
у ясеня Иггдрасиль;
в ту пору священные
воды кипят,
пламенеет мост асов.

В оригинальном тексте говорится не просто «в ту пору священные воды кипят», а указана причина — því at — «поэтому», «потому». Логика строфы в оригинале предельно ясна: священные воды кипят, а мост асов пламенеет потому, что Тор переходит вброд некие реки, идя на суд богов. Это -первая и очевидная связь с огнём.
Откроем «Песнь о Трюме»:

Горела земля,
рушились горы:
в Ётунхейм ехал
Одина сын.

И далее, Трюм, желая поцеловать переодетого во Фрейю Тора говорит:

Откинул покров,
поцелуй дать хотел,
но прочь отпрянул
оторопело:
«Что так у Фрейи
сверкают глаза?
Пламя из них
ярое пышет!»

Как видим, земля горит, когда едет Тор, а из его глаз вырывается пламя.
В сагах Тор также называется рыжебородым, что, несомненно указывает на его огненную природу. Например, в «Саге об Эйрике Рыжем» есть такой пассаж:

«Между тем исчез Торхалль Охотник, и люди пошли его искать. Его искали целых три дня. На четвертый день Карлсефни и Бьярни нашли Торхалля на вершине какой-то скалы. Он лежал и смотрел в небо, вытаращив глаза, разинув рот и раздув ноздри. Он царапал и щипал себя и бормотал что-то. Его спросили, зачем он туда забрался, но он ответил, что это не их дело, попросил их не удивляться и сказал, что он не младенец, чтоб нуждаться в их присмотре. Они стали уговаривать его вернуться с ними домой, и он так и сделал.
Немного погодя к берегу прибило кита, и люди сбежались и стали разделывать его, но никто не знал, что это за кит. Карлсефни хорошо разбирался в китах, но и он не знал, что это за кит. Повара наварили китового мяса, но все, кто его ел, заболели.
Тут подошел Торхалль Охотник и сказал:
— Ну что, разве рыжебородый не оказался сильнее вашего Христа? Это я получил за стихи, которые сочинил о моем покровителе Торе. Он всегда мне помогает».

В «Саге о Людях с Килевого Мыса» есть также примечательное описание храма Тора с «вечным огнём»:

«Посредине там стоял Тор и с двух сторон — остальные боги. Прямо перед ними стоял алтарь, сделанный очень искусно и покрытый сверху железом. На нём должен был гореть огонь, который никогда не гас. Они называли его священным пламенем».

Итак, в целом, всего вышеперечисленного уже достаточно, чтобы говорить о связи Тора с огнём. Но не упомянуто самое главное: оружие Тора.
Тор, как мы помним, владеет молотом под названием Мьёлльнир, что означает либо «размалыватель» (от древнеисл. гл. mala), либо восходит к той же праиндоевропейской основе, что и русское «молния».
И очевидно, что оружие Тора, которым он сокрушает врагов Асгарда, представляет собой молнию — один из древнейших источников огня, который знает человек. Причём, не простого огня, а огня небесного.
Итак, совершенно очевидно что Тор, действительно, являлся богом огня, без тепла и света которого жизнь человека в раннесредневековой Скандинавии была бы совершенно невозможна. И понимая это, уже не кажется странным тот факт, что Тор был гораздо популярнее в народе, чем даже сам Один.

Но сегодня живой огонь появляется в наших домах всё реже, и уже играет не столь значимую роль для нашей жизни. Огонь для современного человека — да и для политеиста (особенно городского) — стал явлением редким. Мало кто использует его для приготовления пищи, обогрева жилья, в качестве источника света. Конечно, если речь не идёт о сельской местности. Но даже там гораздо более значимую роль для человека играет уже не огонь, а электричество.
Электричество… Давайте задумаемся. Это то, без чего современный мир — немыслим. Это — основание научно-технического прогресса. Прозвучит банально, но без электричества современный мир исчезнет: замрут поезда метро, нарушится связь, пропадёт интернет, не будет света и тепла в домах, остановятся лифты. Многочисленные гаджеты станут просто кусками пластика, а электрические плиты в квартирах — бесполезными кусками металла.
Факт, который невозможно оспорить, заключается в том, что жизнь человека сегодня зависит от электричества в той же степени, в которой зависела от огня жизнь человека древнего.
Но ведь электричество — электрические разряды — это и есть молния. С богословской точки зрения получается, что по сути своей и разряды, благодаря которым вы можете читать эту статью на экране своего гаджета, и разряд молнии в весеннюю грозу, в котором мы видим метание Тором своего оружия — совершенно равнозначны. Электрический ток и его разряды — это микромолнии, а молния — это оружие Тора, его молот.

Так что же мы можем сказать о Торе сегодня, в век, когда не огонь, а электричество служит основой нашего существования?
Мы можем сказать, что Тор — это не только бог огня. Это и бог электричества. Бог той силы, которая вручена нам, чтобы мы, разумно применяя её, могли сделать свою жизнь гораздо комфортнее, чем она была у скандинава эпохи викингов.
К сожалению, как и со всяким даром богов, человек обошёлся с этой силой неразумно: последние технические достижения, работа которых без электричества невозможна, всё чаще используются либо для тотального контроля одних людей за другими, либо для передачи и получения бесполезной, ненужной или вредоносной информации. В то время, как комфортный уровень жизни, достигнутый благодаря электричеству, мог бы высвободить у человека время на самопознание, самосовершенствование, искусство и иные акты творчества — то есть реализации божественной искры, заложенной в каждого из нас.

Но, несмотря на это, Тор был, а сегодня — должен оставаться одним из наиболее почитаемых богов пантеона, поскольку от той силы, которой наделено его оружие, зависит не просто наша жизнь и наша цивилизация. От неё зависит научно-технический прогресс: создание и работа тех приборов, станков, устройств и прочих вещей, что могут позволить нам приблизиться к богам, если мы будем разумно использовать их.
А Тор — это не только «бог огня», и не просто «бог электричества». Тор — это, один из богов, благодаря которому стал возможен технический прогресс.