Интернет как среда общения
Интернет дает возможность погрузиться в виртуальный мир, мир со своими законами и правилами. Так же, как и реальный мир, всемирная сеть дает порой безграничные возможности для общения. И хотя виртуальное общение не может заменить реальное, тем не менее, Интернет, как магнит, притягивает молодых людей. Этому способствуют уникальные свойства интернет-общения, главным из которых является анонимность. Нигде в другом месте человек не может позволить себе раскрыться ровно настолько, насколько захочет сам, или вообще не раскрыться. Не менее существенным свойством Интернета является необъятная аудитория, недоступная в реальной жизни, возможность общаться с людьми, которых никогда не видел и, может, не увидишь. Ещё одним уникальным свойством является возможность найти в Интернете не только интересных, но и близких для себя людей, друзей.
В настоящее время Интернет предоставляет учащимся массу разнообразных вариантов в плане виртуального общения и поиска интересных собеседников, и школьники разного возраста, разных интересов постоянно используют эти возможности.
Специальные программы, созданные для того, чтобы посылать мгновенные сообщения, фотографии — например, ICQ. Эта программа даёт возможность обмениваться сообщениями в реальном времени.
Электронная почта (e-mail). По свидетельству Red Orbit, молодое поколение пользователей практически не прибегает к услугам электронной почты. По их мнению, этот сервис слишком формален, а один 17-летний подросток честно заявил изданию, что использует e-mail исключительно для общения с учителями.
Сайты и порталы, созданные для взрослых людей, чтобы они могли отыскать своих одноклассников, однокурсников, потерявшихся друзей и родственников. 5–6 лет назад эти сайты, например, «в контакте» и «одноклассники», стали площадками для общения школьников, хотя первоначальных функций не утеряли. На таких сайтах каждый пользователь имеет свою страничку, на которую может поместить свою фотографию, личную информацию. Опасность таится в том, что пользователь никогда не может быть уверен в достоверности представленной информации.
Блоги. Это сайты, основное содержание которых дает большие возможности: регулярное добавление записей, изображений или видео, то есть нечто вроде дневника (web log – сетевой журнал), дающего возможность выразить себя и свои мысли. Блоги публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. Это же касается и форумов, где одна или несколько проблем обсуждаются огромным количеством пользователей. К минусам можно отнести недостоверность информации и опасность общения с психически нездоровыми людьми, провоцирующими конфликты и оскорбляющими других.
Многие родители и учителя озабочены повсеместным увлечением молодёжи Интернетом как средством общения, пытаются иногда воспрепятствовать развитию этого процесса, но, скорее всего, «борьба с ветряными мельницами» не даст ощутимого результата. В сложившейся ситуации самой главной задачей учителя является воспитание культуры интернет-общения.
Исходя из того, что Интернет в целом повторяет устройство современного общества, можно предположить, что нормы этикета в сети нарушаются не менее часто, чем правила поведения в «реальной» жизни. По манере общения (точнее, письма) в Интернете несложно догадаться, что за человек сидит по ту сторону кабеля «Витая пара». Очень часто на всевозможных форумах и в чатах можно увидеть сообщения типа: «ацкий сатана», «афтар жжот». Люди, оставляющие такие посты, как правило, не думают об окружающих, да и вообще не думают.
Чего же нельзя делать в Сети?
1. Нельзя задавать глупые вопросы.
Понятно, что большинство людей в Интернете ищут информацию, но всё же спрашивать нужно то, что знают немногие (например, профессионалы своего дела), — в противном случае вас просто «ткнут носом» в Google или Yandex, что, кстати, тоже не совсем прилично.
2. Нельзя «тыкать носом» в Google или Yandex.
Нехорошо отвечать грубостью на грубость, злостью на злость, нарушением на нарушение. Есть люди, не дружащие с компьютером, Интернетом, поисковиками…
3. Нельзя создавать огромные подписи.
Иногда приходится буквально несколько раз прокручивать колёсико «мышки», чтобы увидеть следующий пост, а всё потому, что какой-то «умник» решил показать всему форуму, какие он знает стихи, какие замечательные крылатые фразы он нашёл в Интернете, какие «наилевейшие» сайты он умеет рекламировать, даже не поленится в фотографиях показать, как он с друзьями замечательно съездил на шашлыки.
4. Нельзя ставить подряд много смайликов.
Считается, что 3 одинаковых смайлика подряд — это максимум. Разница не велика, 10 их или 30.
5. Нельзя оффтопить.
Оффтоп – это разговор не по теме. Некрасиво обсуждать свои личные дела с одним из форумчан на общем форуме. Для этого есть личные сообщения.
6. Нельзя ПИСАТЬ С ВКЛЮЧЁННЫМ CAPS LOCK’ом.
Или, что ещё хуже, с ПоЛуВкЛюЧёНнЫм. Да, такой текст бросается в глаза, но читатели - то не слепые, они его и так увидят, если им это надо. Обычно на форумах за такое «мягко намекают», что не стоит больше так делать.
7. Нельзя ставить подряд много знаков препинания! !!!!!!!!!!
Это скорее часть четвёртого пункта. Учитесь выражать свои эмоции красивым и доступным языком.
Некорректные действия в сети легко вызывают к жизни так называемые «электронные войны» пользователей – флеймы. В настоящее время в Интернете наблюдаются движения, которые требуют неукоснительного соблюдения правил пользования Сетью. Идеей утверждения всеобщего сетикета руководствуется значительная часть интернет-провайдеров, которые стараются донести основные положения сетевого этикета до своих пользователей.
Сетевой этикет
Этикет – это установленный в какой-либо социальной группе порядок поведения и формы общения людей. А сетевой этикет, как следует из этого определения, есть набор правил поведения в компьютерной сети. Он регулирует правила обмена сообщениями по электронной почте, стилистику сетевой коммуникации при коллективных обсуждениях, общие правила написания публикуемых в сети текстов. Сетевой этикет обладает ещё одной особенностью, связанной со спецификой самого Интернета. Дело в том, что сама по себе Всемирная Паутина – децентрализованная система, у неё нет единого центра управления, руководства, и до последнего времени не было никаких международных юридических законов, регламентирующих её деятельность. Это не могло не отразиться на нормах общения в сети – на сегодняшний день единого (и обязательного) свода правил поведения в Интернете просто-напросто не существует.
В 1994 году на свет появилась книга Netiquette, содержавашая десять основных правил этикета, следование которым существенно облегчает жизнь как пользователям, так и окружающим. Естественно, правила эти (так же, как и в реальном мире) соблюдаются далеко не всеми. Кто-то не считает нужным знакомиться с ними, кто-то не знает об их существовании, а кто-то считает себя достаточно опытным и игнорирует их.
Осваивая киберпространство, учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила сетевого этикета, чтобы случайно, без явной причины не обидеть своего собеседника. Ниже перечислены основные правила общения в сети.
Правило 1. Помните, что вы говорите с человеком.
Иногда мало только помнить, нужно иногда ставить себя на место собеседника. Чаще задавайте себе вопросы: Приятно ли было бы вам получить такое сообщение, которое вы только что отправили? Сказали бы вы в лицо человеку такую фразу? Помните, что ваш оппонент также может ошибиться, поэтому не спешите писать разгромные письма и истолковывать (интерпретировать) полученную информацию по-своему.
Правило 2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. В сети правила поведения так же строги, как и в реальной жизни. Не нужно тешить себя иллюзией, что вероятность быть пойманным, «нашкодив» в Интернете, ничтожна мала. Оптимальный вариант — всегда оставаться в рамках закона (как в реальном, так и в виртуальном пространстве).
Правило 3. Помните, где вы находитесь в киберпространстве. Смысл этого правила заключается в следующем: вы сменяете группу общения, а вместе с ней меняются и правила поведения. То, что допустимо в одной группе, могут счесть за грубость, оскорбление, неуважение в другой.
Правило 4. Уважайте время и возможности других. Смысл этого постулата прост: когда вы отсылаете кому-то письмо, сообщение на форум и т.д., вы претендуете на чье-то время. И потому вы автоматически становитесь ответственным за то, чтобы адресат не потратил это время зря. Прежде чем отправлять кому-либо сообщение, письмо, подумайте, действительно ли ваш адресат нуждается в нем. Если нет, то не стоит тратить ни его, ни свое время.
Правило 5. Сохраняйте лицо. В сети никто не видит вас, поэтому никто не будет оценивать вашу манеру одеваться, толщину вашего кошелька, внешность и другие параметры. Зато ваши оппоненты будут оценивать то, как и что вы пишете. Начиная составлять послание, убедитесь в том, что оно ясное и логичное. Отдавайте предпочтение коротким и понятным предложениям, а также простым словам.
Правило 6. Помогайте другим там, где вы это можете делать. Не бойтесь обмениваться своим опытом с другими пользователями. Если же вам требуется помощь, то не стесняйтесь обращаться за ней к другим пользователям.
Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их. В Интернете закрепилось устойчивое название – флейм (flame), обозначающее эмоциональное замечание, целью которого является провоцирование реакции пользователя. Сетевой этикет, конечно, не запрещает использование флеймов, так как некоторые из них могут доставлять удовольствие как самому сочинителю, так и читателям. Однако следует помнить, что затянувшаяся на форуме или конференции перепалка между двумя оппонентами может вызвать негативную реакцию других интересующихся темой читателей, которые зашли на форум пообщаться, а не наблюдать состязание в красноречии.
Правило 8. Уважайте право на частную переписку. Вряд ли есть человек, которому понравилось бы копание посторонних людей в его личной почте. Уважайте чужую тайну переписки, поскольку это не только знак хороших манер, но и гарантия того, что у вас не будет проблем по этому поводу.
Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями. То, что вы имеете более обширные знания или обладаете расширенными полномочиями, не дает вам права использовать их в своих корыстных целях, а также для удовлетворения своего любопытства.
Правило 10. Учитесь прощать другим их ошибки. Будьте снисходительны к тем, кто допускает ошибки, будь то опечатка, наивный вопрос или неадекватный ответ. Если же вы все-таки обращаете внимание пользователя на его ошибку, делайте это корректно и непублично (в частном письме).
Приступая к переписке по электронной почте, учащиеся должны пересмотреть многие правила, характерные для традиционной «бумажной» почты. Например, в отличие от традиционной почтовой переписки, при общении по e-mail совершенно нормальным является отсутствие привычных приветствий, таких как «здравствуйте», «уважаемый», «дорогой» и т.д. Можно вообще опускать приветствие или обращение и сразу переходить к сути дела. Вероятно, это объясняется тем, что электронная почта гораздо оперативнее традиционной.
Правила этикета при общении по электронной почте
Не забывайте давать названия своим письмам.
Избегайте бессмысленных названий. Если вы при ответе на письмо меняете тему разговора, не забудьте изменить и название.
Старайтесь, чтобы длина вашего письма отвечала стилю беседы: если вы просто отвечаете на вопрос, делайте это кратко и по существу.
Не пишите весь текст заглавными буквами – его становится тяжело читать (хотя краткое выделение может использоваться как усиление).
Старайтесь разбивать ваше письмо на логические абзацы и избегайте чрезмерно длинных предложений
Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Полное ошибок и опечаток письмо трудно читать. То, что электронная почта – быстрый способ связи, вовсе не означает, что можно расслабиться и забыть о правописании.
Избегайте писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, отправленные в момент душевных переживаний, чаще всего только ухудшают ситуацию.
Включайте в ваше послание отрывки письма, на которое отвечаете. Помните, электронная почта – не разговор по телефону в реальном времени. Человек может забыть содержание предыдущего письма. Включайте отрывки оригинального текста в ваш ответ, и адресат легче поймет, о чем идёт речь.
Если можете, используйте подпись. Она должна идентифицировать вас и содержать данные о каналах связи (обычный телефон, факс).
Не забывайте говорить «спасибо» и «пожалуйста». Хотя это может показаться банальным, вы будете удивлены тем, какое количество людей являются образцами вежливости в реальной жизни и меняются в переписке по электронной почте. Не ждите, что вам ответят немедленно.
Помните, что не существует надёжной почтовой системы. Неразумно помещать личную информацию в электронное письмо, если только вы не собираетесь его зашифровать с помощью проверенной программы шифрования.
ICQ – это популярная система обмена сообщениями. В отличие от традиционного сервиса Интернета – электронной почты (email), – сообщения в сети ICQ передаются мгновенно.
Рекомендации
1. Нет смысла писать человеку в контакт-листе "Привет! (радостный смайл)" просто ради того, чтобы сказать "Привет".
2. Не надо поддерживать непрерывную беседу с каждым человеком, чей ник в данный момент активен. ICQ — лишь возможность пообщаться с человеком, когда потребуется, но никоим образом не обязательство делать это непрерывно.
3. Если вы вдруг обнаружили, что человек в данный момент находится в Сети и использует ICQ, но вам его не видно, не воспринимайте это как личное оскорбление.
4. "ОК" — это вежливая реплика человека, который чем-то в данный момент занят или просто не может продолжать разговор.
5. Если в одном послании вам задали несколько вопросов, то имеет смысл ответить на все, возможно, даже пронумеровав ответы.
6. Прежде чем дать номер аськи одного "контактера" другому, стоит заручиться согласием обладателя номера. Возможно, он не стремится расширять свой круг общения.
7. Смайлики в аське — это очень здорово, однако не стоит ими увлекаться.
8. Слова наподобие че, слы и чушок в окне ICQ смотрятся ещё более гнусно, чем если бы вы произнесли их вслух.
9. По классической, годами отработанной схеме использования знаков препинания в аське, они в подавляющем большинстве случаев означают следующее.
Точка знаменует собой завершение мысли. Точка в конце длинной беседы может означать, что ваш собеседник хочет закрыть тему.
Несколько восклицательных знаков подряд без сопровождающего текста означают бурную положительную или отрицательную реакцию.
Не забывайте ставить вопросительный знак в конце вопросительных предложений, потому что в противном случае совершенно непонятно, вопросительные ли они.
10. Сообщение, состоящее из нескольких коротких фраз, завершающихся многоточиями, независимо ни от чего оставляет странное впечатление (пример: Привет: Как дела: А ты почему не пришел вчера: А я там был: И?).
11. Помните, что человек не слышит интонации напечатанной вами фразы. Старайтесь не отправлять сообщений, эмоциональная окраска которых может быть истолкована превратно.
12. Текст, написанный большими буквами, воспринимается как полуистеричный вопль. Учитывайте это!
13. Помните, что режим "невидимости" в значительной степени утратил свою актуальность в связи с широким распространением альтернативных клиентов, обладающих самыми неожиданными возможностями.
Конференции (форумы) как форма для обмена полезной информацией появились раньше других форм и до сих пор не потеряли своей актуальности, так как у них есть следующие преимущества перед «живым» общением:
можно общаться с нужными людьми в любом удобном месте, в любое время, в удобной для себя обстановке;
колоссальная экономия сил, времени и денег при участии в форуме;
возможность принимать участие одновременно в нескольких форумах;
возможность избежать конфликтных ситуаций с применением силовых методов.
Правила общения на телеконференции
При первом знакомстве необходимо представиться, для этого формируется список участников телеконференции.
Будьте вежливы и внимательны к почте. Хорошим тоном считается внимательность по отношению к адресату, не оставляйте вопрос, заданный вам, без ответа.
Приветствуется и поощряется активная работа команд, обсуждение проектов.
В обсуждении проектов будьте внимательны к другим командам.
Во время обсуждения нужно хорошо понимать предмет обсуждения. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш проект был написан доступно и понятен всем командам. Это необходимо для эффективного общения.
Не бойтесь, задавайте вопросы авторам проектов: чем лучше вы поймете идею проектов друг друга, тем более объективна будет ваша оценка в отзывах.
Вы можете не только обсуждать предложенные проекты, но и критиковать их. В высказывании критических замечаний по отношению к проектам других команд руководствуйтесь не эмоциями, а здравым смыслом, будьте справедливы.
В письмах не допускаются грубость и оскорбления.
При обсуждении проектов всегда необходимо подписывать задаваемый вопрос, критическое замечание, отзыв.
Форумы хороши всем, и, прежде всего, взвешенностью помещаемых на нём мнений, но ритм жизни в них несколько вялый. Разновидностью форумов, отличающихся отсутствием определённой социальной или научной тематики, являются чаты. Создаются они, в первую очередь, для группового общения молодых людей, для тех, кто хочет общаться более интенсивно. Можно с уверенностью полагать, что в каком-то из чатов хоть раз побывали почти все. Чаты, как и конференции, тоже бывают тематическими, но всё же, как правило, это просто место, где собираются люди пообщаться на совершенно разные темы. Вот где нужно и можно научиться быстро реагировать на происходящее! Чем лучше сделан чат, тем более комфортная в нём атмосфера для общения.
Новичкам чат-жизни: несколько советов, которые помогут адаптироваться
1. Не забывайте поздороваться, когда приходите, и попрощаться, когда уходите.
2. Старайтесь находиться в «комнатах» чата, где мало посетителей, а если в чате есть система, указывающая на пол собеседника, – в помещении с преобладающим противоположным полом .
3. Не пишите «большими» (заглавными) буквами без крайней необходимости – это обозначает крик и считается дурным тоном.
4. Не ленитесь добавлять к своим словам рожицы, обозначающие ваше отношение к ним: иногда истинный смысл ваших слов сможет быть ясен только в таком случае.
5. Не бойтесь включиться в чужой разговор – ведь если он идёт открыто, то участие в нём разрешено для всех желающих, – но делайте это тактично, не обвиняя участников в некомпетентности по предмету спора.
6. Помните главное правило – культура сетевого этикета позволяет нам понимать друг друга, соблюдая при этом нужную дистанцию при общении «вслепую»; при этом не стоит быть слишком навязчивыми при общении, ответы должны быть искренними и содержать максимум полной и развернутой информации по теме, интересующей вас и вашего собеседника в сети.
7. Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая на сегодняшний день охватывает практически весь мир. Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная личная жизнь обеднена по тем или иным причинам . Такие люди используют сеть Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению.
8. Общение посредством Интернета не обязательно может происходить только в рамках одной страны. Поскольку Интернет – это всемирная паутина, общаться могут люди из разных стран. Всемирная сеть Интернет, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, способствующей сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.