Пиво, руны и сила: сакральное слово ALU.

Работа основана на статье “Bier, Runen und Macht: Ein Formelwort im Kontext.” Futhark: International Journal of Runic Studies 5 (2014, publ. 2015). Материал переведен, проиллюстрирован, адаптирован и законспектирован А. Цехан.

Абстрактное руническое сакральное слово alu, большинство находок с которым найдены в эпоху великого переселения народов, исследователями интерпретируется по-разному. Среди прочего, известны такие варианты как «защита», «магия» или «пиво». Последней интерпретации исследователи лингвисты отдают наибольшее предпочтение. Однако, эта версия часто отвергается по смысловым соображениям, в первую очередь, по причине несоответствия слова «пиво (эль)» и предполагаемой функции брактеатов, на которые оно наносилось чаще всего. (Брактеатам исследователи придают функцию амулетов.) В данной статье рассматриваются предпосылки, согласно которым слово «пиво» вполне может быть использовано в рассматриваемом контексте. Если предположить, что брактеаты являлись символом власти (то есть обладатель брактеата являлся правителем или особой, приближенной к правителю), если передача брактеата происходила в ходе некой церемонии в зале правителя, которая предполагала ритуализированное выпивание эля (пива), то кажется вполне вероятным, что надписи могут содержать ссылку именно на этот напиток.

Слово ALU встречается в сочетании с другими словами или формулами, такими как laþu и laukaʀ, или с надписями, которые интерпретируются как имена.

Надпись, содержащую это сакральное слово, можно обнаружить, например, на камне Эльгесема (KJ57).

https://pp.userapi.com/c849428/v849428757/6f23a/iByTm6nZ_bs.jpg
Runenstein N KJ57 von Elgesem
Также сакральное слово представлено в надписи на кремационных урнах Spong Hill.

https://pp.userapi.com/c849428/v849428757/6f241/lhx16fhvOfg.jpg
Руны перевернуты и читаются справа налево
Также надпись, содержащая alu имеется на множестве брактеатов: B 205, DR BR6, DR BR13, DR BR25, DR BR54, DR BR59, DR BR63A, DR BR67, DR EM85; 123 и DR NOR2002

https://pp.userapi.com/c849428/v849428757/6f25d/xZrXK6odXis.jpg
Брактеат: Fünen (I) (IK 58 = DR BR 42); Надпись: houaz / laþu aa duaaalii(a) / al(u)
Возможно, alu также скрывается и в надписи aallu (u) на фрагменте гребня (A372)

https://pp.userapi.com/c849428/v849428757/6f265/L6GTd9eXgmg.jpg
На кольце KJ46 Korlin, рядом с надписью alu, присутствуют также а-руна и l-руна.

https://pp.userapi.com/c849428/v849428757/6f26c/Nbh4klj1RE4.jpg
На кости Lindholmen (KJ29) нанесена надпись ekerilaRsawilagaRhateka: || aaaaaaaaRRRnnn, bmuttt: ALU
https://pp.userapi.com/c849428/v849428757/6f274/n9ovBfmUqZ0.jpg

Кроме того, надпись встречается:

- На рукоятке топора из болота Нидама: wagagastiR || alu: wihgusikijaR: aiþalataR.

- В надписях, в которых ALU является частью более длинных последовательностей, например: B. Værløse (KJ11): alugod, Førde (KJ49): aluko или Årstad (KJ58): saralu.

- и др.

Существует много теорий о важности ALU в исследованиях с середины 19 века. Соглашение о значении этого слова не может быть достигнуто до сегодняшнего дня, хотя есть лингвистически хорошие аргументы в пользу одной из интерпретаций. Одной из проблем, по-видимому, является контекст, в котором слово в основном рассматривается.

Интерпретации.

Самая ранняя интерпретация ALU, которая нашла дальнейшее распространение, восходит к Софусу Бугге (Sophus Bugge). Он предположил, что слово интерпретируется как «защищать», «защита» или «объект, который защищает», в особенности как объект, который дает магическую защиту от злых духов и зла. Использование ALU на брактеатах и некоторых других объектах, упомянутых как амулеты, на надгробных плитах означает защиту для мертвых в могиле или маркировку всего могильного памятника как умиротворенного или священного.

Второе предложение по интерпретации для ALU, которое произвело более широкий эффект, восходит к Эдгару Поломе (Edgar Polomé). Он предлагает варианты происхождения слова от alwanzahh- «чары», alwanzatar «колдовство» или греческого alúō «я вне меня». Также ALU определяется как «магия» в принципе. Позже, Краузе предположил, что ALU имеет смысл «ярость», «экстаз», но от дальнейших рассуждений в этом направлении его сдерживали надписи на могильных камнях. В этих случаях предполагается значение «защита», в соответствии с которым надпись должна отводить грабителей или удерживать покойника в могиле. Эльмер Антонсен (Elmer Antonsen) предположил, что ALU связано с состоянием экстаза, а надпись на камне Эльгесема ознаменовывала его как культовый камень.

Более приземленный взгляд встречается у Андерсе Андрене (Anders Andrén), который определял брактеаты как преемников римских золотых медальонов и, благодаря своей иконографической связи с культом правителей, как политический носитель, полагая, что они применялись в контексте великих фестивалей и религиозных событий. В сакральных словах laþu «приглашение», laukaʀ «лук» и alu «пиво», он видел германские эквиваленты центральных терминов с надписей на римских монетах dominus, pius и felix, где alu обозначает как напиток, так и праздник, на который призывались боги и подтверждались альянсы между участниками.

Эльмар Сибольд (Elmar Seebold) также попытался определить функцию брактеатов в терминах функции римских императорских медальонов и впоследствии рассматривал их прежде всего как подарок в связи с почетным праздником, возможно, жертвенным праздником, в ходе которого происходило посещение храмов. Получателями этих даров были приближенные правителю люди. Сибольд также фигурально относится к ALU как к пиру и рассматривает это слово вместе с приглашением laþu в качестве формулы пригласительного подарка.

Лингвистические возражения редко возникали против интерпретации ALU как «пива», но были сделаны некоторые контрпредложения. Laurits Saltveit усматривает происхождение alu от латинского alumen (квасцы) и ссылается на использование квасцов в качестве средства защиты и амулета. Однако его предложение было отклонено по техническим и лингвистическим причинам. Леннарт Эльмевик (Lennart Elmevik) вторил предположению Эрика Русса (Erik Rooth), согласно которому ALU является глаголом и означает «Я поощряю, позволяю процветать, поддерживать жизнь» или «Я даю силу». Однако, по сравнению с другими интерпретациями функций брактеатов маловероятно, что alu - это глагольная форма.

Также Минди Маклеод (Mindy MacLeod) и Бернард Мис (Bernard Mees) выступают против интерпретации alu как «пива», поскольку слово, которое следует ожидать в контексте надписей, было бы священным, а не светским. Использование терминов. ǫl, bjórr, Veig, mjǫðr т.д. в Эддической и скальдической поэзии, однако, показывает, что эти термины часто используются как синонимы.

Таким образом, оказывается, что предполагаемая функция носителей надписей и контекст, в котором встречаются надписи, играют решающую роль в толковании этого слова. Поэтому их следует рассматривать более подробно.

Контекст ALU-надписей.

Обычно в исследовании принято считать, что золотые брактеаты эпохи великого переселения народов носили иконографический характер и подражали римским императорским медальонам. Однако, как правило, предполагается, что римские шедевры были переинтерпретированы и что антропоморфные изображения на брактеатах могут быть связаны с идеями из германской мифологии. Рунические надписи на них часто считаются магическими, что объясняется частым появлением таких явлений, как укорочение, замена графем и слогов, первоначальное изменение и сокращение, а также использование записей Футарка. Основываясь на интерпретации изобразительных представлений и предположении о магическом характере надписей, обычно используется амулетная функция для них. Среди них предположение о ювелирной функции является наиболее беспроблемным. Это подтверждается распространенным наличием «ушка», за который брактеат можно было повесить на веревочку. Исключением являются брактеаты в готических могильных находках, которые использовались в качестве «Платы Перевозчику». Тем не менее, ценность золотых брактеатов также предполагает функцию «символа статуса», и из-за интерпретации человекоподобных изображений как бога правителя Одина, которому в последующие времена поклонялись некоторые правители. Также, вероятно, брактеаты использовались как средство представления и легитимизации правящей власти.

Это также подтверждается тем фактом, что места размещения брактеатов часто могут быть связаны с южными центральными местами в Скандинавии, предполагая, что они производятся в рамках и под контролем политически доминирующих групп. Распространение брактеатов показывает контакты между элитами различных центральных мест. Что касается конкретного их использования, то они считаются почетными знаками в контексте великих фестивалей и религиозных обрядов культовых центров. В качестве подарков членам группы они должны были укреплять привязанность к лидеру, являться дружественными подарками другим князьям и утверждать союзы. Эта идея основана, прежде всего, на предположении, что они не только иконографически, но и функционально являются последователями римских императорских медальонов. Таким образом, они взяли на себя следующие функции: они должны рассматриваться как награды или официальные подарки для высокопоставленных лиц. Подарки могли относиться к разным поводам: начало года, религиозные фестивали, браки и роды, возвращение и тд.

Римские медальоны были найдены в большом количестве в Восточной Европе, но также были широко распространены в Центральной Европе и Южной Скандинавии. Почти все медальоны, найденные за пределами Римской империи, имеют проушины, а некоторые также имеют декоративный край, предполагая их использование в качестве ювелирных изделий. Однако представляется несомненным, что римские медальоны играли важную роль среди членов германской элиты IV века как политической среды, как символа статуса или даже как силовые знаки.

С другой стороны, надпись на камне Эльгесема (KJ57), которая была найдена на могильном холме, и на кремационных урнах, относятся к более серьезному контексту. В этих случаях надпись может относиться непосредственно к смерти и к представлениям о посмертии. Поэтому существуют два контекста, в которых происходят надписи alu, в отношениях между правителями и последователями и в контексте потусторонних понятий. Теперь вопрос заключается в том, какую роль может играть пиво в этих условиях.

Об использовании пива.

Пиво как напиток использовалось в различных целях: в качестве исцеляющего и укрепляющего напитка и в качестве напитка в загробной жизни. Роль пива в определенных событиях или официальных мероприятиях (похороны, жертвенный праздник) использовалась для интерпретации alu-надписей. Однако, поскольку брактеаты, главные носители alu-надписей, скорее всего, будут рассматриваться в контексте правящего представительства и его наград, необходимо более внимательно рассмотреть роль пива или другого опьянения.

Существенное значение для последователей римского императорского периода и эпохи великого переселения имели правительственные залы, которые связаны с непосредственным осуществлением власти. Что касается использования этих залов, они предназначались для общественных жертвенных праздников и для пиров и возлияний правителя и его последователей. Считается, что праздничное действо, происходящее в зале, играло значительную роль в отношениях между лидером и свитой: существенными элементами такого праздника являются, с одной стороны, борьба и война, а с другой стороны, альянс и подарки, подтверждающие эту связь, основанные, прежде всего, на религиозных практиках.

Это предположение о центральном значении возлияний в зале правителя может быть основано на литературных источниках, особенно ярко этот мотив используется в древнеанглийском «Беовульфе». Описание событий в «Беовульфе» показывает центральное значение зала в общественной жизни правителя и его последователей: оно служит местом встреч; сюда приходят незнакомые люди и торжественно принимаются в общину; перед боем здесь происходят перебранки, переговоры для достижения определенных целей, а после прохождения битвы раздаются награды. Тот факт, что употребление алкогольных напитков играет важную роль в этом контексте, уже проявляется в названиях, используемых для зала. Но совместное возлияние - это не только побочный продукт деятельности в зале. Так, например, события, происходящие в зале правителя, интерпретируются как фиксированный ритуал, с одной стороны, и, как способ утверждения и подтверждения статуса короля и установления иерархии, с другой. Аналогичное значение употребления алкоголя в зале правителя также встречается в других древнеанглийских и кельтских источниках, а также в древнеисландской героическом эпосе.

https://pp.userapi.com/c849428/v849428757/6f286/6RRg_P0pxE4.jpg

Предполагается, что церемониальное возлияние также имеет черты культового действия, поскольку опьяняющее зелье является средством общения с богами, и поэтому клятва над наполненной чашей может иметь связывающий эффект. Другим поводом для принесения клятвы и ритуального питья была, возможно, коронация правителя. В саге об Инглингах, описаны погребальные церемонии, связанные с ритуалом, в котором новый правитель мог сидеть только на высоком месте своего предшественника, опустошив чашу и произнеся слова клятвы. Уже эти немногие примеры показывают, что выпивание пива или других напитков имели центральное значение в области господства и в отношениях правителя с его последователями, в контексте, в котором, вероятно, использовались и брактеаты. Таким образом, интерпретация alu как «пиво» для брактеатов так же имеет смысл.

Поскольку alu встречается не только на брактеатах, логично вопросить, какое значение имеет пиво в связи с серьезными (погребальными) надписями. Было высказано предположение, что эти надписи можно прочесть в связи с представлениями об иных мирах. Однако в свете смысла, который предполагается принять для пива в ритуале питья в зале, другое измерение открывается для надписи alu в серьезном контексте.

После вступления в Вальхаллу, как показано в Старшей Эдде, павшие воины пируют в неком зале. В соответствии с этим, Один играет ту же роль в Вальхалле, что и светские правители в своем зале, а валькирии выполняют роль хозяек, которые проводят пивной ритуал. Мед, подаваемый в Вальхалле, способствует мистическому общению между Одином и павшими, собранными вместе с ним, и соединяет их с сообществом. Однако идея пития в загробной жизни не ограничивается Вальхаллой: Фрейя угощает половину павших воинов в своем чертоге, Хель встречает своих «подданных» со своим напитком. Тот факт, что мертвые в будущем оказываются опьяненными, может выражать идею, которая выходит далеко за рамки средневековых письменных источников и может восходить к тем временам, когда надписи с ALU размещались на могилах или внутри них.

https://pp.userapi.com/c849428/v849428656/6da2e/KHYp5r21lBo.jpg

Художник Игорь Ожиганов

Резюме.

Наконец, интерпретация надписи alu на кремационной урне, как «защита» или «сдерживание», оказывается лингвистически не оправдана, а понятие «магия» маловероятно. С другой стороны, говоря с лингвистической точки зрения, ничто не противоречит интерпретации alu как «пиво», более того, этот вариант представляется наиболее очевидным. Интерпретация alu как «пива» часто отвергалась на том основании, что она не согласуется с функцией носителей надписей, особенно с брактеатами, на которых слово чаще всего встречается. Учитывая, что брактеаты - это германские подражания римским императорским медальонам, очевидно, что они также имели политическую функцию и могли быть использованы в контексте осуществления власти. Это подтверждается производством и распространением их в религиозных и политических центрах южной Скандинавии. Кажется вероятным, что, подобно римским медальонам, они были распределены как почетные подарки последователям и союзникам. Археологические находки в больших залах на центральных площадях в южной Скандинавии свидетельствуют о важной роли этих залов в обществе в период переселения народов. Глиняные находки в этих залах доказывают их использование для питья. Показания о питейных церемониях в зале правителя также можно найти в средневековых литературных источниках. Они показывают, что совместное возлияние следовало высоко ритуализированному курсу, служащему для подтверждения авторитета лидера и иерархии внутри общества, а также для укрепления связи между правителем и последователями. Новички становились членами сообщества, участвуя в ритуале питья, клятвы были подтверждены выпиванием, победы были отмечены питьевым состязением.

Итак, если церемония возлияния в зале правителя имела центральное значение в последующем периоде миграции, то брактеаты играли роль престижного подарка. Далее, если предположить, что обстоятельства этого мира были отражены в идеях того времени о потусторонних мирах, то надпись Alu в погребальном контексте, может указывать на общее употребление алкоголя в будущем.