Дисаблот является одинм из основных праздников, то есть входящих в Колесо Года. Обычно день празднования выбирается в период с 1 по 15 февраля.
Дисаблот (Диса- младшее женское божество, блот- жертвоприношение) с точки зрения годового круга, этот праздник знаменует пробуждение Земли от долгого зимнего сна. То есть земля еще не проснулась окончательно, как на Остару, но уже готовится к этому событию. Весна уже стоит на пороге и дисы слетаеются на тинг, где решаются судьбы будущего года. В этот день символически вспахивают землю и "сеют" благодать, богатство и мудрость следующего года.
Глава 49 книги The Troth (Kveldulfr Gundarsson & Our Troth, USA) перевод - Надежда Топчий (Tradis)
В Швеции празник или ярмарка, называемая Дистинг (тинг идис (прим. – в болем привычном скандинавском варианте – тинг дис)) проводился в начале февраля, вероятно, в районе 2 февраля. Де Врис (De Vries) полагает, что этот праздник в большей степени, чем Зимние Ночи, можно связать с праздником, упоминаемым как Дисаблот (disablot, de Vries, Religionsgeschichte, I, p. 455). Ф.Стрём (F. Strom) объясняет различия как региональные: Дисаблот Зимних Ночей был северо-западным (Норвежским/Исландским) Дистинг или Дисаблот времени пахоты – восточным (Шведским), поскольку общественное празднование празднование северо-западного Дисаблота имело место только в южной части Норвегии (Nordisk Hedendom, p. 194). Кажется, проводилось нечто вроде общественных мероприятий, в противовес частным домашним обрядам Зимних Ночей, которые так же объединены образами дис; Дистинг был в действительности общей ярмаркой, очевидно первым большим собранием года.
Другой обычай, ассоциируемый с этим временем – вспашка первой борозды, имевшей особую силу. В неё клали пироги, как жертвоприношение земле и, вероятно, духам поля. Представление о первой борозде можно наблюдать ещё на скальном изображении бронзового века в Бохуслэне (Bohuslan (Швеция)). Фаллический человек с молотом или топором в одной руке и палкой в другой начинает распахивать третью борозду. П.В.Глоб (P.V. Glob) комментирует, что очевидно, что “он занят первой вспашкой года, пробуждающей плодородие земли после зимней спячки фаллосом плуга, лемехом.” И цитирует старую Борнхольмскую поговорку, гласящую, что “Три борозды Тора дают зеленую весну” (Mound People, p. 150). История Гевьон, отпахавшей Зеландию на своих четырёх быках-сынах может стать основой обряда этого времени.
В “Тевтонской религии” (Teutonic Religion) c плугом, вспахивающим землю, связывается рассказ о Фрейре и Герд, повеструющий о чем-то подобном: это-праздник, во время которого Скирнир добивается успеха в своёй поездке, преодолев сопротивление Герд при помощи магии, так что Фрейр смог сочетаться с ней браком и оплодотворить. В истории Скади мы можем говорить о другой форме «размораживания» зимней богини. Любой из этих мифов может быть использован в качестве ритуальной драмы в эти дни.
Рассуждения о Герд и Скади в этой книге также подводят к возможности того, что рассказы о том, как добивались этих богинь, были связаны с ритуальным представлением в “Пряди о Вёлси” ("Völsa þáttr"), в которой сохраненный лошадиный фаллос “Вёлси” передавался по кругу со словами “Пусть Мёрнир (Mornir, ётунша) возьмёт это благо!” (прим. перев.- в оригинале “Thiggi mornir thetta blaeti” – “Возьми, Мёрнир, это приношение (жертву, дар)” ) Этот обряд мог производиться во время Дистинга, когда смёрзшиеся поля должны были быть разбиты, и землю следовало убедить оттаять тою же самой силой - когда зимние богини сбрасывают свои снежные плащи и позволяют плодородной весне вернуться. Наряду с ритуальными драмами, о которых сказано выше, иным путём вызова этих сил (показанном в обряде далее) может быть создание собственного “Вёлси”, сделанного из заполненной чем-то кожи, папье-маше или, возможно, высушенного порея, и обряд обхода людей, каждый из которых его держит и произносит слова, заканчивающиеся фразой “Возьми, Мёрнир, эту жертву!”. “Вёлси” кладётся в первую борозду или оставляется для дальнейшего использования.
Дисаблот (жертвоприношение дисам.) отмечается в период с 1 по 15 февраля. Это вторая точка годового цикла после Йоля, противоположная точке, называемой Фрейфакси (праздник первого урожая).
Во время, приходящееся на этот праздник, возродившаяся в Йоль природа набирает силу. Все еще свирепствуют зимние холода, но это уже их «последний выход», совсем скоро лед станет таять, и начнется новый урожайный год, когда уже больше потребуется труд физический, чем магический. В «Старшей Эдде» описана история о том, как бог плодородия Фрейр пожелал взять в жены великаншу Герд (которую, как и Эрду, связывают с землей). Вначале она была неприступна, но посланник Фрейра Скирнир сломил ее сопротивление угрозами страшного проклятия. Эту мифологему мы склонны относить как раз к текущему периоду: Фрейр готов оживить землю своей силой, "разбудить ее" но «ее сердце сковано льдом», и требуются дополнительные "пробуждающие" усилия, чтобы сломать этот лед. В этот праздник мы производим ритуальное «вспахивание» земли, ее «вскрытие» для того, чтобы животворные силы проникли внутрь ее. В сакральном смысле мы "открываем себя" для деятельности, приличествующей грядущему сезону, направленной "вовне", готовимся для осуществления заложенных в Йоль планов на год.
Праздник называется Дисаблот, поскольку он связан с воззванием к дисам – божествам, подобным норнам, раздающим судьбы. Это женские божества-хранители рода, Великие Матери, мудрые и заботливые. Дисы наиболее тесно связаны с деторождением, они присутствуют и при первом освящении ребенка – наречении имени, «закладывая» в него способности и прочие задатки, дающиеся от рождения, во многом определяющие его дальнейшую судьбу. В смысле жизни общества это период, когда дисы «раздают судьбы» на начавшийся год, когда каждый определяет для себя направления деятельности, строит планы и взывает к дисам с просьбой содействовать в их свершении.
Ритуальное вспахивание земли может происходить как "в натуре", с применением плуга (или любого другого предмета, его заменяющего, например ножа), так и (если происходит в помещении) чисто символически. В этом случае может использоваться емкость с землёй. Земля потом может быть вынесена на улицу (не выброшена). Нам кажется важным наличие на земле слоя снега, выступающего в роли "холодного покрывала", которое Фрейр срывает с земли-Герд, но мы не претендуем на общеобязательность этого момента.
Кроме земли и "пахотного" инструмента, важным атрибутом праздника мы считаем вёльси (völse) - символическое изображение фаллоса. В древности для этих целей использовали сушеный конский фаллос, наши современники используют его деревянное изображение. Это символ оплодотворяющей силы Фрейра. В ходе обряда прикосновение вёльси к пропаханной борозде символизирует оплодотворение земли.
Говоря о собственно блоте (жертвоприношении), мы не настаиваем на обязательности умерщвления животных и вполне допускаем, что жертвенное животное может символизировать хлеб или пирог в форме животного (быка например), особенно когда обряд проводится в помещении. Однако сами больше предпочитаем настоящую жертву. При этом речь, конечно же, не идет об истязании животного и наслаждении его страданиями. Разделяя жертву между богами и людьми, богам считаем нужным отдать кровь (выливается в борозды), а саму тушу готовим и съедаем на ритуальном пиру. В случае замены жертвы хлебом (пирогом), его часть кладется в борозды.
Обряд Дисаблота (версия "Our Troth")
Если возможно, обряд следует проводить вне дома, если нет – все окна в доме должны быть открыты. Вам необходим рог, жертвенная чаша, жертвенные прутья (прутья для разбрызгивания), пиво, кнут, “Вёлси” (или, если это неудобно или публичный ритуал делают идею неудачной – хлеб, испеченный в форме быка), миниатюрный плуг или что-то достаточно похожее, небольшой круглый хлебец или пирог с нанесенным на него солнечным колесом сверху. Если вы не можете выйти из дома для ритуала пашни, необходим ещё поднос или иная емкость, заполненная землёй.
I.Годи проводит Обряд Молота (освящение места)
II. Годи становится лицом на север и призывает:
Дисы, пробудитесь ото сна!
Я приветствую вас, священные, на Тинге!
Тёмные с Северных путей, яркие как день с Юга!
Странствующие по воздуху с Востока,
Странствующие по воде с Запада.
Фрейя из Фенсалира, Фрейр, мы приветствуем вас!
И всех богинь, что собрались вокруг,
И всех идис в ваших прекрасных залах,
И всех дев силы, что обитают там.
Хольда, сбрось своё морозное покрывало,
Земля не спит более,
Берёзы ждут яркого Солнца, что их освещает,
Ветер влажнеет с весной.
Дисы просыпаются от долгой тёмной зимы,
Священные, в сокрытых мирах,
Глаза Дис открываются на призыв,
Собираясь, они прибывают на свой Тинг.
Годи наполняет рог и говорит:
Дисы и богини, добро пожаловать в эти земли.
Здесь, в ваш священный Тинг, мы поднимаем этот рог в вашу честь!
Он пьёт и передаёт рог, каждый в свой черёд произносит здравицу Дисам и богиням.
III. Годи поднимает кнут, три раза хлещет им воздух и затем продолжает так делать в ритме обращения к Гевьон. С последними словами он ударяет землю кнутом три раза.
Гевьон, пашущая, взрывая землю,
Погоняй своих быков!
Ётунская мощь поднимается, управляемая богиней,
Ведомая и оформляемая твоей рукой.
Гевьон, выигравшая заклад своими рассказами,
Подгоняй своих быков!
Зеленеют борозды, что вырастают за лемехом плуга
Гевьон, дающей жизнь!
IV. Годи откладывает кнут, берёт в обе руки “Вёлси” или бычка, говоря:
Девы ётунов, сияющие грозные невесты богов,
Белые и холодные как снег,
Герд и Скади, мерцают пред нами,
Сокрытые от нас белым огнём,
Отгороженные мерцающим пламенем
Девы ётунов, сияющие грозные невесты богов,
Белорукие подобно зимнему снегу,
Мрачная Скади, неприступная Герд,
Ваши лики всё ещё суровы.
V. Если планируется ритуальная драма сватовства к Скади или Герд, то её представляют здесь. В противном случае Годи продолжает:
Яркая мощь должна хлынуть, чтобы растопить лёд,
Сияющий ярким светом.
Это освящение богинь, дар дисам,
Взламывающее кору земли,
Ослабляющее ненависть льда.
Он поднимает “Вёлси” или быка и произносит подходящие слова, заканчивающиеся словами:
Мёрнир, прими это благо!
Он передаёт его по кругу и каждый делает то же самое. Для тех, чьё мастерство слова не таково, как у наших предков, приводится пример возможных слов:
Я поднимаю в руке силу Фрейра, я приветствую его мощь, священный исток, для всех плодородных полей и полных утроб, Мёрнир, прими это благо!
Я держу Вёльси, благословляя сердцем мощь, что течет, освобождает ото льда, прорывается через ограды турсов, Мёрнир, прими это благо!
VI.Годи кладёт “Вёлси” или “быка” на землю, повторяет ещё раз “Мёрнир, прими это благо!” Если используется бык из теста, в этот момент он перерезает ему горло, пока произносит эти слова. Он поднимает плуг и говорит:
Сияющий плуг проложит борозду в земле,
Трижды шип взрежет землю,
Плуг должен пахать, чтобы зерна взошли.
Первая борозда выводит добрый год
Он проводит первую борозду
Вторая борозда приносит начало благополучия
Он проводит вторую борозду
Третья борозда дает силу вере.
Он проводит третью борозду
Роду Нертус предлагаем мы эти дары,
И Земле, что даёт нам всё.
Гевьон, мы приветствуем тебя как начало роста,
Богиня, дающая в нужде.
Годи поднимает круглый хлеб, говоря:
Ныне мы видим Колесо Солнца, что восстает ярко, и радостно сияет над землёй.
Солнце к земле мы посылаем с хлебом, и пусть каждый получит свою долю.
Он разламывает хлеб на три части и кладет каждую в свою борозду. Он наполняет рога пивом вновь, освящает знаком Солнечного колеса и говорит:
Все-дарующей Земле!
Он отпивает и передаёт рог по кругу, а остаток выливает в жертвенную чашу.
VII. Годи берёт жертвенные прутья, опускает их в чашу и обрызгивает борозды и «Вёльси», говоря:
Благословенны будьте те, кто отворяет землю!
Он окропляет плуг и людей, которые произносят благословения, которые подсказывает им вдохновение. Он поднимает жертвенную чашу и медленно льёт пиво на землю, произнося:
Священный напиток в землю и всё на пользу,
Так будет свершено благословление!
Слава Дисам!
Ответ присутствующих:
Слава Дисам!
Обряд завершен.