Вальбург (Ночь Вальбурга)
"Our Troth", Глава 51. (Waluburg's Night) перевод - Tradis

Праздник накануне мая отмечается всеми германскими народами. Он в основном известен как “Валпургиева Ночь” (Walpurgisnacht), по св.Валпурге (Walpurga) или Валбурге (Walburga), исконное название праздника не сохранилось. “Оксфордский словарь святых” (The Oxford Dictionary of Saints) сообщает нам, что “Праздник (Валбурги) первого мая неуместно совпал с языческим праздником начала лета и собранием ведьм, откуда обычаи Вальпургиевой Ночи, которая не имеет связи со святой. Тем не менее, не исключено, что приписываемая ей защита посевов, представленная на её изображениях тремя колосьями, может быть перенесена на неё с Матери Земли” (стр.395). Однако многие предпочитают воспринимать имя “Валпурга” в языческом прочтении, хотя неверно связывать первый элемент его с “Вал-“ (Wal-) в значении “Павший”, и относить это к культу Одина или Фрейи, как выбирающей свою часть убитых на поле боя. Изначальной формой имени было "Валд-Бурга" (Wald-Burga) – “Лес+Защита”. Тем не менее, подобное имя “Валубург” (Waluburg) извесно в записи для германской пророчицы второго века н.э., оно, вероятно, произведено из *walus (посох или жезл), так же, как слово "вёльва" (völva) (Симек (Simek), “Словарь” (Dictionary), стр.370-371, и, таким образом, вполне подходит к этой магической ночи.

Валубургова ночь, вероятно, лучше всего известна как время, когда ведьмы собираются на праздник. Броккен (Brocken) в горах Гарца (Harz) в Германии, был зафиксирован как место их встреч не позднее, чем в пятнадцатом столетии (Гримм (Grimm), “Тевтонская мифология” III (Teutonic Mythology III), стр. 1051). Подобное представление в русском фольклоре было положено Модестом Мусоргским на музыку в широко известной пьесе “Ночь на Лысой Горе”. Как было сказано в теме “Остара”, возможно, что “Ведьмы Остары” (или “Пасхальные ведьмы”) Швеции и Финляндии сперва считались приходящими именно в это время, но потом представления были смещены на более ранний праздник. В Ютланде существовала специальная молитва, произносимая в это время, которая испрашивала благословения коровам и телятам, лошадям и жеребятам, овцам и ягнятам, козам и козлятам, свиньям и поросятам, гусям и гусятам, коровьему и овечьему молоку, элю и бренди, сваренному пиву и выпеченному хлебу и т.д. – демонстрирующая повторы и внимание к деталям, характерные для магического заклинания. Эта молитва также включает стих, изгоняющий “всё ётунское и тролльское племя … юга и севера, востока и запада” из дома, похоже, что даны разделяли общераспространённое представление об этой ночи как ночи магии, когда все виды диких существ могут быть изгнаны (Бьярне Троельсен (Bjarne Troelsen), “Религия крестьян Севера” (Nordisk Bondereligion), стр.60). Как и во время Йоля, дом и скот тщательно защищались в эту ночь. Кресты из веток рябины, связанных красной ниткой, были наиболее распространенным оберегом, которые христиане клали, чтобы уберечься от ведьм и троллей в это время. В Асатру, по-видимому, более уместно выставить еду и питьё для различных ночных путников, как делали в эту ночь кельты.

Это хорошее время для работы сейда и прорицаний всех видов.

Валубургова Ночь являлась также ночью народного праздника, который был описан детально Николаем Джегером (Nicolay Jaeger) в начале восемнадцатого века. Народ отправлялся под бой барабанов, один человек впереди шел с белым знаменем с крестом на нём. Следующие несли “Майское копьё”, вокруг которого танцевали в каждом селении, через которое они проходили. Люди не ложились до поздней ночи, выпивая, танцуя и радуясь (Троельсен, “Религия крестьян Севера”, стр.64). В Скандинавии Валубургова Ночь (немецкое название просто можно переводить как Валборг (Valborg)) видится как начало весны, и ещё – время великого ликования. В Уппсале, студенты Университета одевают свои белые кепки и собираются вместе праздновать конец зимы, в Хельсенки целый город принимает участие в восторженных уличных праздненствах, часто с питиём всю ночь.

В старые времена, этот праздник, вероятно, часто проводился на вершинах гор или могильных курганов. Троельсен цитирует упоминание 1847года о Pinseberghoj (“Троицких горах-курганах”), в котором сказано о танцах вокруг них в эту ночь, как были вокруг некоторых других датских могильных курганах (“Религия крестьян Севера”, стр.65-66).

Валубургова Ночь также является ночью любви – германский аналог современного западного Валентинова Дня. Немецкая молодежь выходит собирать зелёные ветви и цветы, чтобы украсить окна или двери своих избранниц перед зарёй Майского Дня. По этой причине, так же, как и потому, что это ночь сбора ведьм, Валубургова Ночь особо мыслится сегодня асатруа как праздник Фрейи , покровительницы магии и любви. Очень подходящее время для подарков открыток любимым в этот день, особенно подходят как объяснение в любви янтарные сердечки.

Согласно германскому фольклору, это ночь, когда синее пламя пылает над скрытыми сокровищами - огненная мощь золота вырывается наружу. Это может быть поводом вспомнить об огненной инициации Фрейи-Гулльвейг-Хейд, в которой золотая женщина была трижды сожжена и возродилась как пророчица. (прим. – см. “Прорицание Вёльвы” 22,21 и главу о Фрейе).

Огонь является существенной частью праздненства в это время, особенно “огонь нужды” (англ. need-fire). “Огонь нужды”, добытый трением дерева о дерево (см. раздел “Проведение обрядов и праздников”) – форма наибольшей магической силы, особенно для отвращения плохого вирда (прим. – wyrd, старосеверное urð, сегодня под этим понимают судьбу, проявленную в событиях), болезни или проклятия. И Валубургова Ночь является ночью наибольшего могущества для подобной работы. Скот проводили через дым таких костров и люди прыгали через них на добрую удачу. Гримм приводит, среди прочих обычаев, обычай Хайланда (прим. Highlands - Северо-шотландское нагорье) : кипячение горшка с водой на таком огне и обрызгивание водой людей и скота, страдающих от болезней (“Тевтонская мифология” II, стр. 610). Он так же упоминает, что в такие костры часто клали 9 пород дерева.

Так же как огонь, зеленые растения широко использовались в традиционном праздновании Валубурговой Ночи. Майское Дерево, большой шест, украшенный лентами и тому подобным и носимый по деревне в праздничной процессии (“Майское шествие”), известно от юга Германии до Скандинавии, и может быть частью германских весенних/летних ритуалов со времён бронзового века, как показывают некоторые шведские и датские наскальные изображения. Фоссениус (Fossenius) упоминает, что в окрестностях Саара (Saar, река во Франции и Германии) для процессий выбиралась преимущественно берёза, и несущие ее останавливались перед каждым домом (стр.69), так же общепринятыми были хвойные породы для Майского Дерева, возможно, потому что их иголки также воспринимались как защита от злых существ (стр.326) . Майские песни об этом дереве пелись во всех германских землях, включая Англию. Фоссениус цитирует:
Мы бродили всю эту ночь,
И почти весь этот день,
И теперь снова возвращаемся,
Мы принесли вам Ветвь Мая.
Ветвь Мая мы принесли вам,
На вашу дверь поместим её
Хоть это побег, но он замечательно расцвёл,
Трудами рук Нашего Господа.
(стр.71-72)

Майское Дерево очень часто очищалось от коры и веток, оставлялась лишь небольшая лиственная корона. Такие деревья ясно символизируют бьющую мощь возрождения и плодородия. Яйца также использовались, чтобы украшать и Майское Дерево, и Майский Шест весьма напоминающим яичное-дерево образом, что также является общераспространённым в Германии для времени Остары (Фоссениус, стр. 347).

Майский Шест, по очевидным причинам, прочитывается как предметное воплощение мощи Фрейра, хотя в некоторых областях Швеции (Вестергётланд (Västergötland), Богуслан (Bohuslän), Нордгаланд (Nordhalland), его также воздвигали в виде женообразной фигуры. Майский Шест имел много различных форм. Типичный Баварский Майский Шест, к примеру, - длинный столб, раскрашенный синими и белыми полосами или обмотанный лентами, и окруженный висящими гирляндами. К этому Майскому Шесту прибивались или подвешивались символы, обозначающие занятия всего населения деревни. В Англии Майский Шест – знакомого вида навершие с длинными лентами, которые обвивались вокруг него в традиционном Майском Танце, но он был также обычно украшен ветвями и цветами. Датский Майский Шест часто имел форму креста с венками, висящими на перекладинах, он украшался зеленью и лентами. В Баварии и Немецкой Богемии Хранитель Знаний (прим. - the Warder of the Lore, ступень посвящения в организации Трота) также видел, что было всё еще обычным для людей украшать живые берёзы в своих дворах цветными лентами в Майский День.

В Дании молодые женщины шли в леса плести цветочные гирлянды, которыми по возвращении в селение они короновали и украшали Майского Жениха (выбранного в прошлом году Майской Невестой),а он затем выбирал девушку, которую короновали как его невесту (“Религия крестьян Севера”, стр.60 ). В Германии молодого парня покрывали ветками, гибкими прутьями и зелёным кустарником так, что бы его нельзя было узнать, а затем люди угадывали его имя. Когда его настоящее имя оказывалось произнесено, он сбрасывал маскировку и побеги разделялись между всеми людьми, особенно между молодыми девушками, которые затем клали ветки на свои подоконники (Фоссениус, стр.74). Иногда его могли окунуть в пруд, так, что бы брызги воды от его плескания могли благословить тех, кто собрался вокруг. Здесь кажется очевидным, что парень мыслился воплощением Фро Инга или подобного ему бога, явившегося в Мидгард на краткое время, что бы дать своё освящение людям. Майские Королева и Король могли так же представляться носителями сил Фрове и Фро, так же возможно, что – особенно в регионах, где избирался только один правитель Мая – они рассматривались как жертвы, подобно деве, которая выдавалась замуж за Последний Сноп (см. главу “Зимние Ночи”). Такие вещи традиционно происходили не только в Майский Канун, но и в сам Майский День, для группы хорошо остаться ночевать в палатках или иным образом встретиться вновь наутро Майского Дня.

Ночь Вальбурга: обряд.

Ритуал начинают во время захода или немного позже. Если возможно, он проводится на улице, если есть выбор – на возвышенности. Вам потребуется по меньшей мере два костра, расположенные так, чтобы народ мог пройти между ними. Если всё происходит в помещении, костры можно заменить свечами, через которые, принимая все возможные меры предосторожности, можно аккуратно прыгать в конце обряда. Лучше всего, если кто-то в группе умеет разжигать “огонь нужды”, но если нет, то спички (хотя и не зажигалки или кремень со сталью) могут использоваться взамен.

Вам понадобятся средства для растопки “огня нужды” или спички, рог, жертвенная чаша, эль (пиво), прутья для окропления (берёза или бузина, на ваш выбор) и Майское Дерево.

I. Жрица/жрец совершает обряд Молота
II.Жрица/жрец становится в перевёрнутой элхаз-позиции (руки в стороны, ноги расставлены, и говорит:

Ярко светится золото, сокрытое в земле,
ярко алое пламя Рейна!
Мощь Гулльвейг зажигает свечи в мирах,
мы приветствуем золотоволосую богиню!

Над курганами и рощами высоко парит сокол,
горящий как огонь в ночи.
Хейд летит, охотясь за мудростью,
мы приветствуем быстрокрылую богиню!

Ярко сияние вокруг ожерелья Брисингов,
лучшего из всех украшений.
Фрейя проходит по лесам и небесам,
мы приветствуем драгоценно-яркую богиню!

Вальбург, Вальбург! Премудрая, далеко-зрящая,
носящая посох, странница по обширнейшим землям,
ведьма, приди к нам, с благими заклятиями
ко всем, кто приветствует тебя этой священной ночью.

Один, Один! Мудрый, резчик рун,
носящий посох, странник по обширнейшим землям,
колдун, приди к нам, с благими заклятиями
ко всем кто приветствует тебя этой священной ночью!

Госпожа желаний, желаний Господин! Свивая вместе
ваше мастерство и заклятья ваших сильнейших чар,
придите к нам сюда! Мы зажигаем огни,
что нужны для наилучшей встречи этой ночи.

III. Жрица/жрец или опытный помошник по ритуалам зажигают “огонь нужды”, от которого поджигаются основные костры или свечи. Когда разгорится, жрец/жрица произносят:

Огонь нужды” сжигает горе,
“Огонь нужды” горит ко благу,
“Огонь нужды” освящает нас здесь!
Это повторяется как заклинание всеми, когда они идут между огнями, стараясь пройти через дым, если возможно.

IV.Жрица наполняет элем рог и держа его над огнём, освящает эль гекс-знаком (прим. - hex-sign, шестиугольник традиции пенсильванских немцев, букв. “колдовской знак”), говоря:

Чаро-Хейд священная, освяти налитое
пламенной мощью и силой.
Ведьма, поверни вирд по нашей воле,
Что со священным рогом под бурление грозного эля
На священном пиру

Жрица/жрец произносит короткий тост, говоря кратко о том, каким он/а хочет видеть изменённый Вирд, и пьёт. Те, кто не хотят говорить вслух, могут произнести тост шёпотом над рогом.

V. Жрица/жрец выливает остаток эля в жертвенную чашу и снова наполняет рог. Его проносят над огнем, жрица/жрец освящает его знаком Молота, говоря:

Мы приносим свой дар богам, сошедшимся здесь,
мы разделяем с ними эль священного пира.
Полна ликования эта ночь, мы рады приветствовать
Асов и альвов с благоговением,
Ванов с мудростью и благополучием,
Всех людей, разделяющих наш праздник.

Рог передаётся по кругу и каждый пьёт. Жрица/жрец вновь выливает остаток в жертвенную чашу и наполняет рог.

Мы приветствуем лето ныне здесь, среди нас,
мы приветствуем коронованное зеленью дерево!
Благословенная, любимая, склоняющаяся над нами,
обильная листва Майского Дерева,
прекрасные цветы Майского Дерева,
сильный ствол Майского Дерева.

Он/а благословляет рог знаком Солнечного Колеса и пьёт, проливая несколько капель на Майское Дерево. Каждый из присутствующих подходит и делает то же самое. Жрица/жрец выливает остатки в жертвенную чашу и поднимает её со словами:

Здравицу возглашаем всем существам вокруг,все благословенны будьте здесь вместе!
Священные капли брызжут, освящая сородичей,
бьющие из источника из-под камня,
падающие с чистых небесных гор,
радостно бегущие по груди Земли.

Он/а окропляет сперва Майское Дерево, потом алтарь и огонь и, наконец, всех собравшихся, начиная с себя.

VI.Жрица/жрец говорит:
Даруем эль богам!

Он/а выливает пиво на Майское Дерево и на землю.
Он/а говорит:Фрейр и Фрейя, плодородие принесите нам,
веселье в этот месяц жизни!

Вальбург, Один, мудрые в своём прозрении,
покажите, что наш вирд устроен ко благу,
сформируйте всё правильно своими рунами,
чтоб сотворить нам радость из нужды.
Слава всем богам и богиням!

Собравшиеся отвечают:

Слава всем богам и богиням!

VII.Жрец/жрица возглавляет людей в беге между кострами и прыжках через них, в это время все танцуют и поют, когда все прыгнули и натанцевались, может начинаться праздник.

В дополнение.
В Асатру более подходящее действие – выставить на улицу еду и питье для тех, кто блуждает в ночи, подобно кельтам, точно так же поступающим в эту ночь.

Это хорошее время для сейда и любых видов предсказательных практик.

Ночь Вальбурга была также ночью народных гуляний, одно из которых было подробно описано Николаем Джегером в начале восемнадцатого столетия.

Люди разъезжали по деревням под барабанный бой; один человек шел впереди, неся белое полотнище с крестом на нем. Далее следовали люди, несущие "Майский шест" («Майское Дерево»), вокруг которого плясали в каждой деревне, в которую прибывала эта процессия. Народ гулял допоздна, выпивая, танцуя и веселясь .

В Скандинавии ночь Вальбурга (немецкое название было просто переведено как Valborg) символизирует начало настоящей весны и время большой радости.

В Упсале университетские студенты надевают белые колпаки и празднуют конец зимы; в Хельсинки проводятся общегородские уличные гуляния, с ликованием и выпивкой на всю ночь.

В старину этот праздник, чаще всего проводился на вершине горы или на кладбище.

Ночь Вальбурга - также ночь для любви - германский эквивалент современного западного Дня Св. Валентина: юноши собирают зеленые ветви и цветы, которые они кладут в окна или двери своих избранниц перед рассветом Майского Дня.

Поэтому, наряду с ведьминским шабашом, ночь Вальбурга понимается современными Асатруа как праздник Фрейи, патронессы волшебства и любви.

Это очень подходящий для современных язычников момент для того, чтобы дарить любимым подарки и открытки; янтарное сердце - очень подходящий подарок как признание в любви.

Согласно немецкому фольклору, это - ночь, когда над спрятанными кладами горит синее пламя – проявление огненной силы золота. Это заставляет вспомнить посвящение Фрейи из Гулльвейг в Хейд, когда женщина-золото была трижды сожжена и возродилась как провидица.

Огни - важная часть празднования в это время, особенно костры. Костер, разожженный трением дерева о дерево - вид самого сильного волшебства, особенно чтобы отвести плохую судьбу, болезнь, или проклятия: и ночь Вальбурга - самая сильная ночь для такой работы.

Через дым от таких костров проводили скотину, чтобы чистить и защитить ее, люди прыгали через огонь, чтобы обрести добрую удачу.

Помимо всего прочего, обычай в , когда на таком костре кипятилась вода в горшке и разбрызгивалась воды на людей скотину, страдающих от болезней Такие костры часто складывались из древесины девяти пород.

Наряду с огнями, в традиционном праздновании ночи Вальбурга активно используется растительность.
«Майское Дерево», большая ветвь, украшенная лентами, проносимая по деревне в праздничной процессии ("Внесение мая"), известно от юга Германии до Скандинавии, и, возможно, была частью германских весенних/летних обрядов уже Бронзовый век, как показывают шведские и датские наскальные изображения.

Для этого в основном использовалась береза, и процессия останавливалась перед каждым домом. Хвойные породы также были общепринятыми для Майского Дерева, возможно, потому что их иглы считались защитой от злых существ .

Майское Дерево часто очищалось от коры и ветвей, оставлялась только листва на самой верхушке. Эти деревья ярко символизируют фонтанирующую силу возрождения и плодородия.

Яичные скорлупы также использовались, для украшения Майского Дерева, подобно «яичным деревьям», до сих пор использующимся в Германии во время Остары.

Майское дерево, по очевидным причинам, может трактоваться как специфическое воплощение силы Фрейра, хотя в некоторых частях Швеции ему придавалась форма женской фигуры.
Майские деревья бывают множества различных форм. Типичное баварское Майское дерево, например, - это длинный шест, окрашенный синими и белыми полосами или обвитое лентами, и увешанное гирляндами.
На это Майское Дерево привешиваются вещи, символизирующие работу всего населения деревни.

В Англии к верхушке Майского Дерева того же типа крепятся длинные ленты, обвиваемые вокруг него в традиционном «майском танце», дерево оно также украшается ветками и цветами

Датское Майское дерево часто имеет форму креста, с венками, свисающими с перекладины; оно также украшается зеленью и лентами.

В баварской и немецкой Богемии, Хранитель Знаний также наблюдал все еще бытующий в народе обычай на Майский День украшать живые березы во дворах цветными лентами.

В Дании, молодые женщины ходили в лес, чтобы делать венки из цветов, которыми, когда они возвращались в деревню, они короновали Майского Жениха (выбранный прошлогодней Майской Невестой); после этого он выбирал девушку для коронации ее как его невесты.

В Германии юноша покрывался березовыми и ивовыми ветвями и зелеными прутьями, так чтобы никто не мог его узнать; затем народ должен был угадать его имя. Когда имя юноши было названо, его раскрывали и ветви делились между всеми людьми, особенно молодыми девушками, которые затем клали их на подоконники . Иногда он мог нырнуть в водоем, так чтобы летящие от него брызги благословили стоящих вокруг.

Здесь, очевидно, юноша представлялся воплощением Фрейра или подобного бога, ненадолго приходящего в Мидгард, чтобы благословить людей.

Майские Король и Королева, возможно, олицетворяли жизненную силу Фрейра и Фрейи; также возможно, что - особенно в областях, где выбирался только один правитель мая - они, представали в образе жертвы, подобно девушке, принесенной в жертву Последнему Снопу .

Эти события традиционно происходили не в ночь Вальбурга, а непосредственно в Майский День, что позволяло находиться под открытым небом всю ночь или снова встречаться с утра.