Níu man ek heima

Ragnheidhr Hadharkona

Девять миров, которые помнит Вёльва, в асатру давно приобрели
привычный нам вид. Каждый с легкостью назовет их вам: Асгард,
Льёсальвхейм, Мидгард, Ванахейм, Йотунхейм, Нифльхейм, Муспелльхейм,
Свартальвхейм и Хельхейм. Однако эта «формула», укоренившаяся в том числе
в ритуальной и магической практике, не лишена недостатков, о которых будет
сказано ниже. В этой статье я приведу разбор сложившейся картины миров и
предложу несколько возможных альтернативных вариантов.

Проблемы современной модели
Для начала обращу внимание на слова, употреблявшиеся в значении
«мир» на древнеисландском языке: первое — это «garðr», что означает
«ограда», «двор»; второе - «heimr» - «жилище», «местность», «мир», «Земля». С
«оградами» в мифах всё просто: это Асгард, Мидгард и Утгард. А с
«жилищами», и именно слово «heimr» звучит в «Прорицании», гораздо
сложнее: их больше девяти. Можно предположить, что «garðr» и «heimr» -
синонимы, и, возможно, так и есть, но это только увеличит число миров,
оставшихся «за бортом», хотя нынешняя модель и включает Асгард и Мидгард.
Устойчивая триада «гардов» и неоднозначное, избыточное собрание
«хеймов» наводят на мысль о существовании сразу двух моделей мира в мифах.
Первая определенно сакральна: в центре мира (и одновременно в небесах)
Асгард, двор богов, промежуточное положение занимает Мидгард, двор людей,
а Утгард — мир-за-оградой, он населен существами, чья магия сбивает с толку
самого Тора. Вторая приземленнее и практичнее, и наиболее заметно это на
примере Йотунхейма и Альвхейма, которые одновременно являются и мирами в
мифах, и местностями в Скандинавии и довольно четко локализованы в сагах.

Современные девять миров — место, где две модели смешиваются воедино.

Теперь перейдем к «хеймам», встречающимся в источниках.

«Видение Гюльви» содержит наибольшее число миров:

Йотунхейм
Нифльхейм
Муспелльхейм
Гладсхейм — святилище на Идавёлль, первое здание в Асгарде
Альвхейм
Ванахейм
Свартальвхейм

И, не уходя далеко, обнаруживаем один из главных недостатков
распространенной модели девятимирья: в 34 главе богиня Хель низвергнута в
Нифльхейм, где и владеет мертвыми. Тождественность Нифльхейма и Хель
подкрепляется и наличием слова «Нифльхель», встречающееся в «Видении
Гюльви», где говорится, что Нифльхель в девятом мире, и «Речах
Вафтруднира». Никакого Хель как отдельного мира нет, тем более Хельхейма (я
не нашла в источниках даже такого слова, хотя в современных статьях,
названиях песен и групп оно есть).

«Речи Гримнира» стоят особняком, так как в них перечислены жилища богов:

Трудхейм
Альвхейм
Гладсхейм
Трюмхейм
Идалир
Валаскьяльв
Сёквабекк
Брейдаблик
Химинбьёрг
Фолькванг
Глитнир
Ноатун

«Прорицание вёльвы» дополняет список:
Виндхейм — vindheim, жилище ветров, место жительства Бальдра и Хёда после
Рагнарёка

«Речи Альвиса»
Уппхейм - uppheim - так великаны называют небеса
Альхейм- álheim - название моря у йотунов

« Песнь о Хельги, сыне Хьёрварда»
Мунархейм - Munarheim — вселенная
Рогхейм - Rogheim - там же, но к космологии, видимо, отношения не имеет.

«Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга»
Моинсхейм - Móinsheim - к космологии вряд ли относится.
Сольхейм - Sólheim - дом солнца

«Гренландская песнь об Атли»
Мюркхейм - Myrkheim - тёмный мир, возможно, синоним Мюрквида

«Заклинания Гроа»
Льодхейм - ljóðheim, мир людей

«Песнь о Хлёде»
Árheim - жилище готов

«Песнь о Солнце» содержит множество названий:
ægisheim - "мир страданий", ynðisheim - "чудесный мир", dvalarheim, aldaheim.
Всё это - мир людей.
dynheim — море.
sigrheima sjau - семь победных миров. Число, вероятно, выбрано для
аллитерации.
kvölheim - "мир мучений", ад.

«Предваряющая песнь»
Манхейм - manheim, мир людей.

Неэддический источник - «Сага об Инглингах» - дает нам еще одно слово:
«Асахейм», по аналогии с Ванахеймом.

Как видно из списка, слова с корнем «хейм» часто используются в поэзии,
могут не иметь отношения к космологии, а их число может быть следствием
законов аллитерационного стиха. Не исключено, что и словосочетание «девять
миров» может быть использовано в стихе как сакральное число, либо как
устойчивое выражение. Достоверно выделить из перечня девять миров не
представляется возможным, но самой Эддой задано направление, в котором
нужно искать. Есть косвенные признаки, по которым можно узнать миры. Они
содержатся, в основном, в «Речах Альвиса». Тор спрашивает карлика, как
зовутся вещи и явления в разных мирах: «hvé sú jörð heitir,//er liggr fyr alda
sonum//heimi hverjum í?». Альвис отвечает названиями, принятыми у разных
народов, делая синонимичными два понятия.
Народы в «Речах Альвиса» - это люди, асы, ваны, йотуны, альвы,
карлики, хель (мертвецы считаются отдельным народом), боги (непонятно,
какие именно, но, скорее всего, это тоже асы) и сыны Суттунга (снова
великаны). Скорее всего, именно эта песнь легла в основу современной модели:
соответственно, миры — это Мидгард, Асгард, Ванахейм, Йотунхейм,
Альвхейм, Свартальвхейм и Нифльхейм. «Видение Гюльви» дает еще один мир
— Муспелльхейм, населенный огненными великанами. Девятым стал, по
непонятным причинам, Хель, для сходства названий переименованный в
Хельхейм, хотя для миров асов и людей не были взяты Асахейм с Манхеймом.
Но от перестановки названий проблема Хель никуда не денется. Поэтому стоит
подумать об альтернативах.

Возможные альтернативы

Первой идет правка текущей модели мира: заменить Хельхейм на один из
встречающихся в Эдде. Это самый простой путь. Мне наилучшим выбором
видится Виндхейм, он же Дом Ветров, упомянутый в «Прорицании Вёльвы».
Это место обитания Бальдра и Хёда после гибели богов, новое начало, что
противопоставляет его первичному миру Муспелльхейму, чья теплотворная
сила, согласно «Видению Гюльви», дала жизнь брызгам Эливагара.

Вторая, не противоречащая первой, - существование параллельных
моделей. Трехчастная («garðr») отдельно, а девять миров («heimr») отдельно,
причем «девять» - непостоянная по расположению, составу и количеству(!)
группа миров.

Третьей, что сложнее всего, может быть распределение миров по
отношению к Асгарду, Мидгарду и Утгарду. Это придется делать либо с
принятием противоречий (относить к священной земле (и сакрально к Асгарду)
все чертоги из «Речей Гримнира», даже если они должны находиться за
оградой (как Трюмхейм в Йотунхейме), а то и считать многие из них
амбивалентными, принадлежащими сразу к нескольким оградам), либо
пытаться построить непротиворечивую модель. Не без допущений, разумеется.

Я могу предположить несколько вариантов, но перед этим нужно уяснить все
неточности в отношении миров.

Гладсхейм может быть как синонимом Асахейма (в «Младшей Эдде» в
Гладсхейме стоят престолы всех богов), так и чертогом Одина («Речи
Гримнира» помещают Вальхаллу в Гладсхейме, который является одним из
множества владений богов).

Трудхейм как жилище Тора может быть в Асгарде. Но как защитник
Мидгада, постоянно отлучающийся на восток из-за борьбы с великанами, как
хозяин чертога для простых работяг (в «Песне о Харбарде» Один ехидно
замечает, что «у Одина ярлы,// павшие в битвах,// у Тора — рабы») Тор может
жить и в Мидгарде.

Ванахейм в равной степени может относиться к Асгарду и Утгарду. К
первому по причине того, что ваны — почитаемые боги, часть которых живет в
Асгарде, а ко второму из-за первой в мире войны богов: сомнительно, что
враждующие стороны проживали в пределах одной ограды, да и боги
плодородия более таинственны и «магичны» в сравнении с асами, и это роднит
ванов с обитателями Утгарда.

Свартальвхейм может находиться в Асгарде и Мидгарде. В Асгарде он
может быть по многим причинам: карлики созданы богами, причем явно для
своих нужд, а нужды эти - артефакты, ведь все (или почти все) атрибуты богов
сделаны карликами. Это и Глейпнир, и Драупнир, и Мьёлльнир, и Скидбладнир,
и Гунгнир, и волосы Сив, и Гуллинбурсти, и Одрёрир, и даже Идунн с
яблоками. Вряд ли такой источник сокровищ стали бы асы создавать за своей
оградой, и в "Видении Гюльви" 34 в русском переводе Скирнира посылают за
цепью для Фенрира под землю. Не на запад, не на восток, а просто под землю.
Отнесеным к Мидгарду Свартальвхейм может быть из-за того, что в сагах
существуют артефакты, сделанные карликами, но принадлежащие людям,
например, кольцо нибелунгов и меч Тюрвинг.

Альвхейм тоже может располагаться в Асгарде, Мидгарде и Утгарде
(почему — см. ниже). С одной стороны он — владения Фрейра, подаренные ему
богами, видимо, после переселения его к асам, а с другой альвы связаны с
миром мертвых, и отношение к ним не такое, как к обитателям Хель. Например,
известного по "Саге об Инглингах" Олава сына Гудрёда после смерти прозвали
Альвом Гейрстадира или Олавом Гейрстадальвом, а искусству рун альвов
научил Даин ("мёртвый"). И эта связь относится не только к светлым альвам.
Например, чертог карликов из рода Синдри (или чертог под названием Синдри)
стоит на Нидавеллир (Темных Землях) в "Прорицании вёльвы" или на
Нидафьолл (в русской версии на Горах Ущербной Луны) по "Младшей Эдде".
Именно оттуда, с Нидафьолл, в "Прорицании" прилетает дракон Нидхёгг,
который гложет трупы умерших, что еще раз подчеркивает отношение альвов к
миру мертвых. Но поскольку Нидхегг в мифах обитает у источника
Хвергельмир, что в Нифльхейме, не исключено, что Свартальвхейм относится к
Утгарду.

Миры и ритуальная практика
Изобилие неточностей и противоречий делает третью альтернативу самой
трудной и бесплодной в плане поиска «правдивой» и «аутентичной» картины
мира скандинавов. Но она же дает несколько удобных моделей с символической
и ритуальной точки зрения. По совмещенной модели можно обустроить
жилище: например, домашний алтарь соотнести с Асгардом, всю остальную
территорию дома — с Мидгардом, а всё, что находится за порогом дома или за
границей вашего участка земли — с Утгардом. И, в зависимости от
распределения миров, можно сделать вывод об уместности того или иного
ритуала в доме, у алтаря или на улице. Для интересующихся представлены
самые, на мой взгляд, стройные, хотя нигде в них нет числа «девять».

1) Асгард:
Асахейм
Ванахейм
Альвхейм
Мидгард:
Манхейм
Утгард:
Муспелльхейм
Йотунхейм
Нифльхейм
Здесь ясно отгорожено пространство для основных семейств богов, для
людей и сил турсов. Кроме того, её можно назвать «sigrheima sjau», поскольку в
нее вошли семь миров.

2) Асгард:
Гладсхейм
Трудхейм
Альвхейм
Мидгард:
Манхейм
Утгард:
Муспелльхейм - юг
Йотунхейм - восток
Нифльхейм - север
Ванахейм — запад

Здесь Гладсхейм является чертогом Одина, Трудхейм принадлежит Тору, а
Альвхейм — Фрейру. Интересно то, что в храме Уппсалы, по сведениям Адама
Бременского, было три идола главных богов: Одина, Тора и Фрейра, т.е. схема
отражает и устройство храма.

Эта модель хороша и при обращении к основным божествам, и к
необузданным силам природы, и в ритуалах, где важны стороны света.
Возможностей, разумеется, гораздо больше, чем описанных вариантов. Их
было больше и в черновом варианте статьи. Многие из них содержали по девять
миров, но за два месяца созревания статьи они утратили часть миров, либо не
вошли в окончательную версию. Сама идея также претерпела изменения,
утратив стремление к заветной девятке в пользу практической стороны вопроса.

Пользуйтесь во благо, вносите свои изменения, и, быть может, через пару лет
наши представления о девяти мирах будут совсем иными.

Библиотека группы Асатру